Рожденный летать и ездить: PAL-V Liberty признали автомобилем
Летающий автомобиль-гироплан PAL-V Liberty
Уже много лет мы ждем - не дождемся появления на авторынке первых летающих автомобилей. В ожидании этого знаменательного события Автомалиновка опубликовала полсотни различных материалов о множестве летающих прототипов и готовых к взлету проектов, которые "вот-вот" выйдут на старт. И это "вот-вот" все готовится наступить, но никак не наступит. Где же ты, летающая авто-машина?
Не так сложно сделать технику, которая может ездить по дорогам и летать по небу. Гораздо сложнее получить на нее два сертификата, которые позволяют организовать ее производство и сбыт - дорожный и авиационный. Летающий автомобиль должен соответствовать всем требованиям по устойчивости движения, эффективности торможения, уровню вредных выбросов, величине создаваемого шума, пройти краш-тесты и многие другие испытания. Это только доля того, чтобы его можно выкатить на дороги общего пользования. А для полета надо пройти через Европейское агентстве авиационной безопасности (EASA), которое предъявляет свои требования, еще более сложные, чем автомобильные и во многом им противоречащие.
Вот здесь действительно возникает задача, которая задает инженерам работу! Просто было во времена небезызвестного Адама Козлевича, когда можно было выкатить на дорогу свой рыдван, поддать газу и поехать, как хочется... Через 100 лет после "Антилопы-Гну" все стало не так, теперь ездить и летать "как придется и на чем придется" можно разве что на Луне.
Первый дорожный сертификат для летающей машины
И вот, наконец-то, прорыв в будущее! Есть первый летательный аппарат, получивший сертификат для испытаний на дорогах общего пользования - это PAL-V Liberty, известная летающая машина, о которой много писали на Автомалиновке и других ресурсах. Сертификат действует на голландских дорогах и разрешает только ездить по ним, а не взлетать и садиться. И он разрешает управлять машиной не любым покупателям, а только штатным испытателям техники.
Мы много лет сотрудничаем с дорожными властями, чтобы достичь этого рубежа... Было очень сложно заставить "сложенный самолет" пройти все вступительные испытания — сказал главный технический директор PAL-V Майк Стекеленбург.
Говорят, что "рожденный ползать - летать не может". А тут получилось наоборот - рожденному летать пришлось доказать свое право на то, чтобы передвигаться по земле. Но теперь летающая машина PAL-V Liberty прошла вступительные испытания и получила номерной знак. Это завершило тщательную и обширную программу испытаний летающего автомобиля, проводившуюся на закрытых испытательных треках с февраля 2020 года. На очереди получение летного сертификата EASA, работа над которым проводится с 2015 года и планируется к завершению в 2022 году.
Что такое летающий автомобиль PAL-V Liberty?
Летающий автомобиль-гироплан PAL-V Liberty разложен для полета
Если кратко, то PAL-V Liberty - это двухместный гироплан, аппарат с одним толкающим и одним несущим вином, работающим в режиме авторотации. Гироплан способен взлетать и садиться на очень малой скорости, порядка 50 км/час, что позволяет использовать дороги и площадки, а не специально подготовленные аэродромы. Для этого PAL-V сертифицируют, как автомобиль. Хотя при одном взгляде на панель приборов, не говоря уж о внешности - становится понятно, что данный аппарат создавали авиационные инженеры. И было весьма непросто уговорить власти допустить этот "сложенный самолет" для испытаний в качестве автомобиля!
Управление летающим автомобилем-гиропланом PAL-V Liberty
Человек, управляющий этой техникой - летающим автомобилем-гиропланом, почувствует себя пилотом, а не водителем. И ему потребуется, в дополнение к автомобильным правам, полетный сертификат. Но преимущество заключается в том, что пилот сможет выкатить свою летающую машину из личного гаража и ездить на ней по городу, как на обычном автомобиле (только летающем!). А также использовать скоростные трассы для экономии топлива в дальних путешествиях.
Технические характеристики летающего автомобиля PAL-V Liberty на дороге и в полете
При движении по дороге в сложенном состоянии PAL-V Liberty занимает 4 метра в длину, 2 метра в ширину и 1.7 метра а высоту - т.е. это обычный "евросайз" с необычно выглядящей "поклажей" на крыше. Собственный вес аппарата - всего 664 кг. В движение летающее авто приводится 100-сильным авиационным мотором, крутящий момент которого передается на задние колеса. Максимальная скорость на трассе составляет 160 км/час, разгон до сотни занимает 9 секунд. Устойчивость трицикла обеспечивается с помощью электроники, которая наклоняет его в поворотах. Расход бензина - 7.6 литров/100 км. Это критический показатель, слишком много для того, чтобы уложиться в современные европейские нормы выбросов CO2.
Для полета на летающем автомобиле PAL-V Liberty добавляется еще один 100-сильный мотор, который на дороге заглушен, чтобы не увеличивать и без того большой выброс СО2. Максималка PAL-V в воздухе всего на 20 км/час больше, чем на земле, правда, без необходимости соблюдать знаки ограничения скорости. А крейсерская скорость полета PAL-V - всего 140 км/час, при этом расход топлива увеличивается в 3.4 раза по сравнению с движением по трассе на земле. Так что запас лета всего 400-500 км max, а потом надо садиться около автозаправочной станции и заливать в бак 100 литров бензина. По трассе можно проехать намного больше - 1315 км.
Но раскладываться в полетную конфигурацию и взлетать на двух моторах во время нынешних дорожных испытаний пока нельзя. Поэтому такое дивное чудо - взлетающий и садящийся автомобиль - мы увидим на дороге только через пару лет.