Добавить объявление

Автомалиновка / Автостатьи / Электромобили / Ситикары / Мото/квадро

Мини-электрокар Зетта из Тольятти - реально ли это?

 
Концепт электромобиля Зетта Сити Модуль 2
Концепт электромобиля Зетта Сити Модуль 2

В 2019 году в Тольятти готовилось нечто невиданное - тройной разрыв шаблона. Электромобиль, который будет выпускаться невероятной для России серией - 10 тыс. штук! И не просто "Лада c электромотором", а ситикар - авто настолько же редкое для нас, как и сами электромобили. При этом - бюджетный и полноприводный. Проект получил название Zetta, которое переводится как Zero Emission Terra Transport Asset - Полезный наземный транспорт с нулевым уровнем выбросов. В кириллическом варианте "Зетта" прослеживается аналогия с шестой буквой греческого алфавита ζ (дзета), которая точно отражает место проекта в иерархии автомобильной техники от представительских автомобилей (лимузинов) через классы Е,D,C,B до мини-автомобилей класса A.

Обычные электроситикары - вещь давно и хорошо известная. Например, классика жанра - европейский красавец Smart Fortwo electric drive. Или немного несуразный китайский Zotye E200EV, который все хотели начать собирать в РБ, но в итоге всего распродали за долги. Или шведский концепт Uniti One 2019 года, представленный в качестве квадроцикла для продажи через сеть магазинов электроники и бытовой техники Media Markt.

Но в России собирались сделать совершенно не так, как везде. Все электроситикары строятся по стандартной схеме с электромотором на задней или, что реже - на передней оси. Но у тольяттинской Zetta вместо обычного электродвигателя - мотор-колеса! И здесь рвется уже не российский, а мировой шаблон. Вот на этих мотор-колесах и собирались организовать нашествие электромобилей-ситикаров на наши дороги.

Наш сайт помогает узнать где безотлагательно купить машину.

Содержание

1. Мотор-колеса для электромобиля Зетта
2. Характеристики, оснащение и цены концепта электромобиля Zetta 2019 года
3. Управление электромобилем Зетта
4. А что, в самом деле электромобиль Зетта выйдет в свет?
5. Эволюция проекта в квадроцикл - Зетта Сити Модуль 1
6. Финансовые трудности и остановка проекта Зетта
7. Видео-обзор проекта и электрокара Зетта
8. Экономика и экология электромобилей

Мотор-колеса для электромобиля Зетта

Мотор-колесо Дуюнова, или "асинхронный двигатель с совмещенными обмотками" - был призван преодолеть известный недостаток мотор-колес - потерю мощности и перебои в работе при длительной эксплуатации. Собственно поэтому мотор-колеса, изобретенные еще в начале прошлого века, так и не нашли применения в массовой автомобильной технике.

Мы не будем здесь вдаваться в ноу-хау Дуюнова, которое заключается не в самой идее совмещения обмоток, а в оптимальном подборе их параметров. Решение защищено патентами 2011 года, получило награды на российских и международных выставках и обсуждалась на семинарах в Сколково.

Характеристики, оснащение и цены концепта электромобиля Zetta (Зетта) 2019 года

И вот к мотор-колесам решили приделать... автомобиль. Самый простой, с каркасом из стальных или алюминиевых труб и панелями из стеклопластика, с расположенными под полом импортными Li-Ion батареями GE Power Technology.

Вес, пробег и скорость электромобиля Zetta (Зетта)

Вес концепта Zetta 2019 года составляет 820 кг, а будущего серийного электромобиля Зетта около 500-700 кг, в зависимости от емкости аккумуляторов. Высокая экономичность мотор-колес позволяет проехать 200 км на аккумуляторах емкостью 10 кВт*ч, а на аккумуляторах емкостью 32 кВт*ч пробег составит уже 560 км, как у Теслы! Максимальная скорость смешной и супер-экономичной коробочки составляет до 120 км/час.

Как сделать из городской "табуретки" вседорожник? Привод и мощность электромобиля Zetta

Zetta City Modul 2
Концепт электромобиля Зетта Сити Модуль 2, вид сзади

Привод концепта Zetta может быть передним, с двумя мотор-колесами или полным, с четырьмя мотор-колесами. В последнем случае обеспечивается суммарная мощность в 98 лошадиных сил и невиданный крутящий момент в 800 Нм. Вот какую невероятную силу имеют четыре мотор-колеса!

Машинке на мотор-колесах не нужна раздаточная коробка, хитрые дифференциалы с блокировкой и электронные противобуксовочные системы - так как мотор-колеса сами без дополнительных подсказок выбираются из любой каши. Получается этакий "вседорожный ситикар" - Зетта! Или как его поточнее назвать? Может быть, кросс-кар?

Размеры и габариты концепта электромобиля Зетта

Длина электромобиля Zetta составляет 3 метра, ширина - 1,6 метра, высота - 1.76 метра. Кузов имеет три двери, четыре посадочных места и маленькое багажное отделение, что в общем делает автомобиль похожим на небезызвестную ВАЗовскую Оку.

Сводка характеристик и оснащение электромобиля Zetta (Зетта)

  • Снаряженная масса: 486-708 кг (в зависимости от емкости батареи)
  • Максимальная скорость: 120 км/ч (ограничена контроллером)
  • Тормозная система: двухконтурная (электрические + механические), системы ABS и ESP
  • Число мест: 4
  • Размер багажника: 180 литров
  • Система отопления: в наличии
  • Кондиционер: в наличии
  • Бесключевой доступ: в наличии

Цены электромобиля Зетта

А вот интересно, за сколько обещали обещали продавать электромобиль Зетта? По данным 2019 года, стоимость ситикара в базовой комплектации должна была составить всего около 450,000 российских рублей, что чрезвычайно мало для техники подобного класса даже по по тем временам. По данным 2020 года, с учетом НДС Zetta должна была стоить 550,000 рублей. Это вполне приемлемая цена даже для российского автолюбителя! Кроме внутреннего российского рынка, инновационную технику собирались отправить на экспорт.

Управление электромобилем Зетта

Управляется Зетта с помощью планшета, встроенного в панель, он же является и системой мультимедиа. Руль не является обязательным в этом электрокаре, его роль может играть и джойстик или приложение смартфона (но из-за необходимости сертификации руль все-таки пришлось сохранить).

Интересно то, что планируется создание Зетты для людей с ограниченными возможностями - с заездом инвалидной коляски через заднюю дверь. А сам электрокар будет управляться сигналами от мозга и мышц (ну это просто) - подумал и поехал! То есть это будет электроситикар на нейрон-управлении! Тогда тем более - купить электромобиль Зетта смогут и инвалиды!

А вот какое зарядное устройство для электромобиля использовать и как заряжать электромобиль Зетта? Скорее всего - будут использоваться обычные зарядные станции и розетки бытовой электросети.

А что, в самом деле электромобиль Зетта выйдет в свет?

У проекта есть сторонники в Интернете. Стартап Зетты собрал более 400 млн. рублей, велись работы по строительству и оборудованию производства в Тольятти. Выпуск первых электромобилей планировался уже на конец 2019 года, план 2020 года - составлял 2000 Zetta, а проектная мощность производства, как мы уже сообщили, составляла 10000 электромобилей в год.

Получается, что электромобили Zetta было вполне возможно купить и использовать в России уже в 2020-2021 году? Вопрос в том, что создатели тольяттинского электромобиля предлагали - не много ни мало - изменить устоявшуюся конструкцию электромобилей, а это требует всесторонней инженерной проработки. С другой стороны, ждать предлагалось не 10 лет и 3 года, а всего около года, что совсем немного:
Электрокар Zetta запатентован, следующий шаг - производство

Эволюция проекта в квадроцикл - Зетта Сити Модуль 1

Zetta City Modul 1
Электромобиль Зетта Сити Модуль 1

В конце 2019 года начался процесс ломки концепта Зетта для его приспособления к реалиям жизни - неизбежный этап при переходе к реальному изделию. Стало известно, что вместо изобретения Дуюнова, которое подвергалось критике за ручную намотку обмоток, будут использоваться моторы собственной разработки. Причем передний электромотор - в единственном числе и с обычным редуктором, чтобы решить проблему неподрессоренных масс. А два задних мотор-колеса устанавливаются только на модификации Zetta с полными приводом. Поскольку полный привод не рассчитан на постоянную работу, ограниченный ресурс мотор-колес здесь не имеет значения.

Вес тележки и кузова авто Зетта снизили до 400 кг без аккумуляторов, а мощность силовой установки ограничили на уровне всего 15 кВт чтобы сделать ситикар квадроциклом категории L7 - поскольку сертификация для автомобилей гораздо сложнее и пройти ее в заданные сроки было совершенно невозможно. Приняты и другие компромиссные решения, о которых можно прочитать в нашем обзоре:
Что нового в тольяттинском электрокаре Zetta?

Так в середине 2020 года появился Зетта Сити Модуль 1 - уже не концепт, а предсерийный ситикар-квадроцикл. Что касается обсуждаемого выше концепта "Зетты", то он получил название Зетта Сити Модуль 2 и его воплощение отложили на будущее, как и других проектов на модульной тележке "Зетты".

На Автомалиновке можно купить квадроцикл запросто

Финансовые трудности и остановка проекта Зетта (Zetta)

Вскоре мы узнали, чего стоил весь этот хайп вокруг Зетты... Если бы выпуск в самом деле был налажен и продажи Zetta пошли в гору - то мы могли бы сказать - электромобили в России рулят! И это - настоящие машины нового поколения!

Но увы, готовый к запуску и реальный электромобиль-квадроцикл не получил поддержку Российского фонда развития промышленности. А без денег, как известно, серийное производство на запустишь. Об этом наши новости 2020 года:
Производство электрокаров Zetta отложено на конец 2020 года
Первые фотографии и видео будущего электрокара Zetta
Серийное производство Zetta снова откладывается

Дальше совсем невесело... В январе 2021 года инновационным предприятием занялась прокуратура, поскольку работникам не выплачивали зарплату. Последнее уклончивое упоминание о электрокаре было в марте 2021 года со стороны главы российского Минпромторга Дениса Мантурова - "До конца [2021] года начнут. Но все зависит от того, как пройдет стадия опытного производства".

И все, молчок. В августе 2022 года "Автостат" упомянул, что работа на проектом продолжается. Но в мае 2023 года журнал "Автоброкер клуб" выяснил, что оборудование для серийного производства электромобиля частью не поставлено, а частью - вывозится. В апреле 2024 году тот же "Автоброкер" сообщил, что производственные площадки и оборудование Зетты проданы и в них развернут производство квадроциклов и мебели. А в мае 2024, по сообщение "Коммерсанта", прокуратура возбудила уголовное дело в отношении основателей проекта. Грустно все это...

А сами электромобили начали производиться, но не российские, а китайские и не дешевые, а дорогие:
Электромобиль Москвич 3е, супердорого и технологично

Но ведь остается еще бюджетный сектор, который богатый Китай при всем желании не может заполнить своей продукцией и именно туда нацелена Зетта! Так почему не сделать в Тольятти электрокар для народа?
АвтоВАЗ возродит опытное производство, но что там будут выпускать?

Видео-обзор проекта и электрокара Зетта (Zetta)

Экономика и экология электромобилей

Экономика и экология
электромобилей: расходы
Экономика и экология
электромобилей: риски
Экономика и экология элек
тромобилей: независимость
Автор: sergio99
sergio99
21.05.2019 - 21.05.2024
Дзен Автомалиновки
Комментарии
Редактор 04.04.2024 16:08:13
классный и маленький удобный сити кар!
Написать отзыв



Новости про квадроцикл на
Автомалиновке


  Статьи про квадроцикл на
Автомалиновке


не найдены


Другие статьи на Автомалиновке

 

Купить авто