Какая жизнь происходит за заводскими заборами, знает не каждый горожанин. Иные заводы занимают территорию, равную по площади небольшому городу, поэтому там имеется свой транспорт, который перевозит между цехами и людей, и различные грузы. Он называется - внутризаводской транспорт (ВТЗ).
В зависимости от того, на выпуск какой продукции ориентировано производство, транспорт имеет свою специфику - для перевозки сырья или комплектующих.
Вилочные погрузчики
Самый универсальный и массовый – это вилочные погрузчики, различной грузоподъемности. Для работы внутри цехов – электрические, на открытом воздухе с двигателями внутреннего сгорания.
Они загружают и разгружают, и перевозят на небольшое расстояние до 70% небольших партий грузов. Их преимущество в том, что для перевозки груза, уложенного на паллеты, не нужны стропальщики и грузчики.
Электротележки
Второй распространенный вид транспорта, который есть на каждом заводе – это электротележки. Грузоподъемность у них варьируется от полутонны до 15 тонн.
Почти все заводы были построены в советское время, а часть из них сразу в послевоенные годы, Планировка цехов и межцеховых проездов не подходит для современных машин. Даже въездные ворота в цеха, не позволяют въезжать современным грузовикам из-за габаритов.
Большое распространение получили машины, изготовленные самостоятельно, применительно к местным условиям и задачам производства. Базой для них служат списанные автомобили, которым дают вторую жизнь.
Основныме требования, которые предъявляются к этим транспортерам – маленький радиус поворота и способность вписываться в узкие проезды – для этого колею самоделок существенно зауживают. Внешний вид в этих случаях, не имеет никакого значения. Главное, чтобы они могли выполнять свои задачи, и при этом не требовалось лишних расходов на их содержание.
А сейчас электротележки могут быть даже беспилотными! Страшновато, наверное, работать рядом с такими бездушными тяжелыми роботами, неизвестно, что от них ожидать... Но они уже появляются - вот здесь можно прочитать про одну из них: Грузовой челнок КамАЗ-3373 работает без водителя
Машины-трансформеры - это тоже ВЗТ
На территории крупных промышленных предприятий имеется разветвленная сеть железнодорожных путей, позволяющая подавать вагоны прямо в цеха, доставлять большие объемы грузов и вывозить готовую продукцию.
Чтобы не зависеть от железнодорожников, и перемещать вагоны внутри производства, многие крупные заводы имеют специализированные тягачи, которые легко трансформируются в маневровые локомотивы.
Но стоимость таких машин высока, и позволить приобрести в свое автохозяйство подобную технику могут немногие. Вот и приходится выходить из положения исходя из своих возможностей. Выпускаемые промышленностью модели не всегда могут удовлетворить потребителя из-за многообразия вариантов перевозимого груза. Это могут быть длинномеры, или легкие, но объемные детали будущих машин.
Поэтому в заводских транспортных цехах, предпочитают изготавливать специализированные автомобили своими силами. При этом учитываются все моменты: в каких условиях будет использоваться и, для перевозки каких грузов предназначены.
Тракторы Владимирского тракторного завода
Удачным представителем внутризаводского транспорта были тракторы Владимирского тракторного завода (ВТЗ). Юркие, неприхотливые машины, способные работать с прицепами любого назначения, они пользовались большой популярностью.
Имея небольшие размеры – в два раза меньше габаритов тракторов МТЗ – они хорошо справлялись с задачами, по перевозкам внутри завода, обеспечивая цеха всем необходимым – сырьем, комплектующими деталями.
К сожалению, ВТЗ прекратил свое существование, и замены этим трудолюбивым машинкам пока не нашлось. Вот и приходится заводчанам самим решать вопросы, по созданию такого транспорта.