Голландцы вообще интересные и предприимчивые люди. Их маленькая страна порождает множество необычных проектов, которые призваны расширить технические возможности человечества и сейчас Автомалиновка расскажет про один из таких проектов. C 2011 года работала созданная предпринимателем Басом Лансдорпом компания Mars One, которая ставила своей задачей не много ни мало - колонизацию Марса.
Деятельность компании Mars One по организации заселения Марса
Целью компании Mars One была организация постоянного поселения на Марсе. Берт Ландсдорп создал компанию Mars One на собственные средства, полученные от продажи своего первого проекта - компании по ветряной энергетике. Репутация успешного бизнесмена помогла привлечь внимание к его новой компании, проставившей дерзкую цель.
Поскольку маленькая Голландия не является космической державой, то техническая сторона вопроса заказывалась американским аэрокосмическим корпорациям - в частности, для создания посадочного модуля была привлечена известная компания "Локхид". А на долю голландской стороны оставалась организационная деятельность - отбор космонавтов и финансирование снабжения колонии с Земли. В 2024 году предполагалось отправить на Марс грузовую платформу с жилыми и техническими модулями, а в 2027 году - первых колонистов. В 2035 году численность колонии должна была достигнуть 20 человек.
Возврат колонистов на Землю не предполагался. Тем не менее, в отборе кандидатов приняли участки более 200 тыс. человек. Больше всего заявок - четвертая часть поступила из США, 10% из Индии, примерно по 5% - из Китая, Бразилии, Англии, Канады, России и Мексики. Из них было отобрано около 1000 человек, в том числе 52 человека из России и пять из Беларуси. Кандидаты прошли медицинское обследование по месту жительства и онлайн-собеседование, по итогам которого в проекте осталось ровно 100 человек со всех континентов. Основную часть будущих колонистов Марса составили американцы – 33 будущих колониста. 7 человек было отобрано из Австралии, по 5 человек - из России, Великобритании и Южной Африки. Но, к сожалению (или к счастью) для его участников, проект завершился неудачно.
Причины банкротства компании Mars One
Слабой частью проекта стало отсутствие собственной технической базы и дороговизна услуг американских аэрокосмических корпораций. При этом финансирование многомиллиардного проекта предполагалось осуществить за счет... реалити-шоу - непрерывной онлайн-трансляции жизни колонистов на Землю. Неудивительно, что при таком откровенно слабом бизнес-плане проект забуксовал вскоре после его начала - сроки стали сдвигаться вправо, активность компании снизилась. А в январе 2019 года кандидаты в поселенцы на Марсе с разочарованием обнаружили, что компания Mars One обанкротилась по решению суда.
Надо признать, что несколько более реалистичным выглядит другой похожий марсианский проект - компании Илона Маска SpaceX. В отличие от голландцев, там создают собственные дешевые ракеты и космические аппараты. Правда, успехи SpaceX в освоении Марса пока ограничились рекламным запуском электромобиля Tesla в сторону орбиты Марса. Для чего предпринимателям пришлось создать самую мощную из ныне летающих ракет-носителей Falcon Heavy (грузоподъемности которой все равно не хватает для организации марсианской экспедиции). Как видно, до реального полета человека на Марс пока еще очень далеко. А официальные космические агентства с их возможностями сейчас переключились на Луну, освоением которой наиболее активно занялись китайцы.
Чтобы читатели Автомалиновки не подумали про голландцев, что они могут только заниматься несбыточными мечтами, можно прочитать про другой голландский проект - двухместный летающий мотогироплан PAL-V Liberty. Этот проект инновационного летающего автомобиля тоже продвигается со скрипом, что вполне понятно из-за необходимости многочисленных бюрократических согласований - но здесь, по крайней мере, имеются конкретные летные образцы, готовые к серийному производству.