Добавить объявление

Автомалиновка / Автостатьи / Космос

Модуль "Причал" в составе российского сегмента МКС

 
Узловой модуль "Причал" на корабле Прогресс М-УМ
Узловой модуль "Причал" на корабле Прогресс М-УМ

статья выходного дня

Сегодня МКС - международная космическая станция - потяжелела еще на 4 тонны. Скажете - что это значит при ее собственной массе в 440 тонн? Менее одного процента. Но в последнее время МКС прирастает именно российским сегментом, который долгое время был ее служебной частью с ограниченными возможностями для проведения научных исследований. У государства не было средств для обеспечения дорогостоящей космической программы, поэтому строительство российской части МКС затягивалось. И только в 2021 году, с запуском и стыковкой модуля МЛМ-У "Наука" дело обустройства российского сегмента МКС продвинулось вперед. О перипетиях этой драматической, но удачно завершившейся операции на орбите мы рассказали в нашей статье:
Модуль "Наука" и международная космическая станция

А теперь к МКС присоединен еще один модуль – "Причал".

Назначение узлового модуля "Причал"

Узловой модуль "Причал" завершает оборудование нового модуля "Наука", добавляя к нему 5 стыковочных узлов для стыковки дополнительных модулей, приема пилотируемых кораблей "Союз", транспортных кораблей "Прогресс" и проведения испытаний космических кораблей нового поколения.

Российский сегмент МКС с модулями "Наука" и "Причал"
Значение узлового модуля особенно велико с учетом того, что стыковочный узел модуля "Звезда" в настоящее время изолирован от остального объема МКС из-за утечки воздуха. Давление в переходном отсеке упало и чтобы пользоваться данным стыковочным узлом - надо выравнивать давление, расходуя запас воздуха.

С новым модулем на МКС больше не будет недостатка в стыковочных узлах. Технически он выполнен в виде "шарика" с шестью стыковочными узлами ССВП-М8000:

  • верхний активный агрегат стыковки АСА-Г используется один раз для стыковки с модулем МЛМ-У "Наука";
  • нижний пассивный агрегат стыковки АСП-К (комбинированный) применяется для стыковки с пилотируемыми и транспортными кораблями, а также будущими модулями российского сегмента МКС, если они появятся;
  • на боковые АСП-ГБ переводятся модули с комбинированного узла с помощью установленного на них самих роботизированного манипулятора автоматической системы перестыковки АСПр.

Т.е. сначала подлетающий модуль стыкуется с комбинированным узлом, а уже затем переводится на предназначенный для него боковой стыковочный узел. Аналогичная схема сборки применялась на советской орбитальной станции "Мир", за той разницей, что там "шарик" со стыковочными узлами входил в состав базового блока орбитальной станции. Манипулятор перестыковки получил название "лапа", по-английски - "lyappa". Эта же система советской разработки применяется на новой китайской орбитальной станции "Тяньхэ"

Перестыковка модуля на станции "Мир"
Интересный вопрос - почему шарик со стыковочными узлами не входит изначально в состав модуля "Наука", а запускается отдельно? Вес модуля "Наука" составляет 20 350 кг, а модуля Причал - 3850 кг. У России пока нет ракет-носителей (РН), способных поднять на орбиту массу более 24 тонн (хотя такие РН могут появиться в будущем). Поэтому самая мощная российская ракета, Протон-М использовалась для запуска "Науки", а ракета легкого класса Союз-2.1б - для выведения "Причала". Это был первый опыт применения разработанных в России ракет-носителей для столь ответственной операции, а до этого все российские модули МКС выводились советскими ракетами и американским шаттлом.

Что касается размеров "шарика", то его диаметр составляет 3.3 метра, а герметический объем - 19 куб. метров. Это больше, чем объем других малых модулей российского сегмента МКС - "Поиска" и "Рассвета". Внутри узлового модуля смонтированы разнообразные электронные системы, а на внешней поверхности модуля проложены трубопроводы для перекачки топлива от приcтыкованного транспортного корабля в баки МКС.

Корабль Прогресс М-УМ "Причал"

УМ "Причал", в отличие от модуля "Наука", не оснащен собственными двигателями. Поэтому для его доставки к МКС применяется специализированный транспортный корабль (ТК) Прогресс М-УМ, на котором вместо грузового отсека через специальную проставку установлен модуль "Причал". После доставки модуля к МКС ТК Прогресс-М отстыкуется от модуля и сводится с орбиты в специальную зону в Тихом океане.

Масса ТК Прогресс М-УМ составляет 8180 кг, из них 4650 кг приходится на полезную нагрузку - шарик "Причала". Чтобы максимально использовать возможности модуля, на нем к МКС доставлено 700 кг различных грузов, а для выведения Прогресс М-УМ применяется самая мощная модификация РН Союз-2.1б, способная доставить на околоземную орбиту корабли массой 8.25 тонн.

Подобная схема использовалась в 2001 и 2009 году для доставки к МКС малых модулей "Пирс" (сведен с орбиты в 2021 году) и "Поиск", но тогда применялась менее грузоподъемная советская РН Союз-У.

История "Причала" и его полет к МКС

Старт РН Союз-2.1б с УМ "Причал"

Модуль "Причал" создавался по эскизному проекту 2011 года, и уже в 2014 году была завершена сборка готового изделия. Но потом началось долгое ожидание модуля "Наука", который должен был стартовать к МКС первым. "Наука" задерживалась по многим причинам и только 29 июля 2021 года она наконец-то вошла в состав МКС. Тогда началась подготовка к следующему шагу космической стройки - запуску "Причала", который до этого времени находился на хранении.

24 ноября в 2021 года ракета-носитель Союз-2.1б стартовала в ночное зимнее небо Байконура, неся на себе корабль Прогресс М-УМ. Выведение и двухдневный пусть к МКС прошли гладко, так же, как и стыковка, которая состоялась в автоматическом режиме 26 ноября в 18:19 по московскому времени.

Полет Прогресса М-УМ подробно освещался Роскосмосом. Так космическое ведомство России смогло реабилитировать себя после полной неожиданных технических приключений эпопеи "Науки". И в самом деле - полеты пилотируемых и транспортных кораблей к МКС отработаны исключительно хорошо, в отличие от доставки тяжелого модуля МКС, которая происходила с 20-летним перерывом.

Планы использования "Причала"

Сейчас УМ "Причал" уже находится в составе МКС вместе с доставившим его ТК Прогресс-М. Но вскорости выполнивший свою задачу ТК будет отстыкован и затоплен в Тихом океане (отстыковка прошла 23 декабря), а на "Причале" начнется работа по его обустройству. Предстоит разгрузка доставленной на МКС аппаратуры, расходных материалов, средства очистки воды, медицинского контроля, санитарного обеспечения, технического обслуживания и ремонта, а также продуктов для экипажа МКС.

В январе 2022 года будет проводиться выход космонавтов в открытый космос для прокладки кабелей между "Причалом" и "Наукой", а 18 марта 2022 года узловой модуль начнет работать по назначению - примет очередной космический корабль серии Союз МС.

Дальнейшие планы будут уточняться. Первоначально предполагалось, что к "Причалу" будет пристыкован планируемый Научно-энергетический модуль (НЭМ), но в последнее время НЭМ рассматривается в качестве базового модуля будущей российской орбитальной станции (РОСС). Возможно, что НЭМ сначала будет пристыкован к "Причалу", а уже затем отделен от него в качестве российской орбитальной станции. В составе РОСС К НЭМу будет пристроен собственный модифицированный УМ "Причал", а нынешний УМ останется с МКС.

Но пока об этих планах рано говорить, поскольку НЭМ еще не готов - имеется гермоотсек, который прошел ресурсные испытания и должен быть оборудован. Финансирование создания НЭМа в 2022 и 2023 году не предусматривается.

Как бы то ни было, стыковка "Причала" к МКС открывает окно возможностей, которое будет - с большей или меньшей степенью полноты использоваться в дальнейшем. А формирование российского сегмента МКС может считаться на этом завершенным.

Видео запуска ТК Прогресс М-УМ к МКС (24 ноября)

Видео стыковки ТК Прогресс М-УМ с МКС (26 ноября)

Сокращения:
РН - ракета-носитель
РД - ракетный двигатель
ОС - орбитальная станция
МКС - международная космическая станция
МЛМ - многофункциональный лабораторный модуль
НЭМ - научно-энергетический модуль
ТК - транспортный корабль
УМ - узловой модуль

С другими статьями Автомалиновки по ракетной технике можно познакомиться здесь:
Американское прошлое и российское будущее космодрома "Морской старт"
Космические гонки XX и XXI века, часть 1: полет Гагарина
Космические гонки XX и XXI века, часть 2: несбывшаяся мечта Королева
Космические гонки XX и XXI века, часть 3: лунные автоматы СССР
Космические гонки XX и XXI века, часть 4: лунные экспедиции Америки
Космические гонки XX и XXI века, часть 5: время крылатых гигантов
Космические гонки XX и XXI века, часть 6: возвращение на Луну
Космические гонки XX и XXI века, часть 7: сверхтяжелые ракеты России
Ракета-носитель "Ангара" приходит на смену советскому "Протону"
Китай собирает модульную космическую станцию на околоземной орбите

Все материалы на космическую тематику

Фотографии: Роскосмос, wiki, etc.
Автор: sergio99
sergio99
26.11.2021
Подписаться на канал Автомалиновки
Комментарии



Другие статьи на Автомалиновке

 


Audi BMW Chevrolet Citroen DTM Ferrari Fiat Ford Geely Honda Hyundai Hyundai Santa Fe Iveco Jeep Kia Lada Land Rover Lexus Mazda McLaren Mercedes Mitsubishi Mitsubishi Outlander Nissan Opel Peugeot Pirelli Porsche Red Bull Renault Skoda Suzuki Tatra Toyota UAZ Volkswagen Volvo Williams Абу-Даби Барселона Бахрейн Валттери Боттас Виталий Петров Дакар Даниил Квят Даниэль Риккардо Интерлагос КамАЗ Кими Райкконен Льюис Хэмилтон Малайзия Мельбурн Мехико Монако Монреаль Монца Нико Росберг Остин Себастьян Феттель Сильверстоун Сингапур Сочи Спа Сузука Фелипе Масса Формула-1 Формула-Е Хоккенхаймринг Хунгароринг Шанхай Шпильберг авто б/у автогонки автодом автопилот автоспорт амфибия аэромобиль безопасность внедорожник водород гибрид кабриолет концепт космический корабль космос кросс-купе кроссовер купе летающая машина летающий автомобиль лифтбек маз минивэн мотоцикл пикап полезные советы ракета ралли регламент ситикар спорткар суперкар топливные элементы трансляция трансформер универсал шины экология электромобиль