Добавить объявление

Автомалиновка / Автоновости / Космос

Автоматическая станция Юнона исследует Европу

АМС Юнона

Нет, это не про континентальную Европу - регион, которые вечно сотрясают конфликты и войны... и почему самая передовая в техническом отношении часть человечества оказалась самой агрессивной? Ведь есть примеры цивилизаций, не менее развитых в технике, чем европейская, но куда более миролюбивых.

Речь идет о малой планете Европа, обращающейся вокруг планеты-гиганта Юпитера - ледяном мире, в океане которого может теплиться жизнь. И о Юноне - спутнике Юпитера, исследующей этот далекий мир.

Полет станции Juno к Юпитеру

Автоматическая станция Juno была запущена 5 августа 2011 года с помощью американских и российских космических технологий. В ракете-носителе Атлас 5 551 применяется пять малых твердотопливных ускорителей AJ-60A, ракетный двигатель первой ступени РД-180 и водородный ракетный двигатель второй ступени RL-10A-4-2. Этот "Атлас" отправил в полет станцию массой 3625 кг.

Название Juno (по-нашему Юнона или Джуна) расшифровывается как Jupiter Near-polar Orbiter - Околополярный орбитальный аппарат Юпитера. Автоматическая межпланетная станция (АМС) названа так в честь древнеримской богини, супруги Юпитера.

Полет Juno к Юпитеру (© CC 2018 Phoenix7777)

На своем пути по Солнечной системе Юнона дважды пересекла орбиту Марса, совершила гравитационный маневр около Земли и, наконец, достигла своей цели - Юпитера. 5 июля 2016 года она вышла на высокоэллиптическую орбиту вокруг Юпитера, став его вторым в истории искусственным спутником. Первый его искусственный спутник - Galileo был назван в честь Галилео Галилея, открывшего планетную систему газового гиганта. В которой до недавнего времени не было Юноны.

Особенностью станции Juno является электропитание от солнечных батарей - несмотря на то, что около Юпитера они вырабатывают в 25 раз меньше энергии, чем около Земли и страдают из-за мощной радиации. Делается это не от хорошей жизни, а из-за нехватки плутония для радиоизотопных генераторов - РИТЭГов, который экономят для еще более далеких от Солнца экспедиций.

Спутник Юпитера - Европа

(фото Juno)

Европа названа не по части света, а в честь девушки, которую похитил любвеобильный Юпитер, притворившийся быком. Надо сказать, что у настоящего Юпитера тоже очень большая свита - открыто 80 его спутников, названных разными мифологическими именами или или просто пронумерованных. Европа относится к числу крупных спутников Юпитера, но она меньше нашей Луны - ее радиус всего 1560 км и сила тяжести ниже на 23%. Зато она интереснее, поскольку воду на Луне искали долго с помощью спектрометров, а Европа вся покрыта слоем льда, толщина которого составляет ни много, ни мало - 10-30 км. Попробуйте найти такой ледник на Земле!

Европа освещается Солнцем в 25 раз слабее, чем Луна, поэтому средняя температура на ее экваторе составляет -160 градусов. Вдобавок ледяной панцирь спутника стерилизуется мощной радиацией магнитосферы Юпитера, которая в миллион раз сильнее, чем радиация на поверхности Земли и в тысячи раз сильнее, чем на поверхности Луны. Поэтому ездить по Европе на электромобиле, как по Луне на Лунном Ровере - не следует. Но подо льдом, по многим косвенным признакам, находится бескрайний и бездонный океан глубиной в десятки километров. Этот удаленный от Солнца водный мир существует миллиарды лет, и он надежно защищен от космических лучей. Вода внутреннего океана разогревается приливными силами от Юпитера, усиливаемых орбитальным резонансом с другими галилеевыми спутниками (периоды обращения Ио, Европы и Ганимеда соотносятся как 1:2:4). Состав воды изучается по вырывающимся на поверхность Европы гейзерам. Возможно, что условия в этом океане примерно соответствуют условиям в подледном озере Восток в Антарктиде и там могут существовать похожие на земные формы жизни!

Интересна и атмосфера Европы, которая состоит в основном из кислорода, правда, крайне разреженного из-за недостаточной гравитации. Молекулярный кислород формируется из водяного льда под действием радиации и проникает сквозь трещины в подземный океан, делая его пригодным для дыхания. А также на поверхности Европы обнаружены запасы перекиси водорода, подходящей для питания бактерий-экстремофилов.

Научная программа Juno

Панорама Юпитера, полученная из фотографий Juno

Основной задачей Juno является исследование атмосферы Юпитера. Она получает замечательно красивые фотографии его облаков - тонкого слоя, сжатого мощной гравитацией планеты до толщины всего 1 км. На станции установлен микроволновой радиометр, магнитометр, детекторы низкоэнергетических и высокоэнергетических частиц, спектрометр, УФ спектрограф и другие научные приборы. За зрелищную часть программы отвечает JunoCam - трехцветная видеокамера с разрешением 2 мегапикселя, рассчитанная на съемку с высоты 1800-4300 км.

Научная аппаратура Juno

Что касается спутников Юпитера, то мимо них аппарат пролетает под углом к плоскости орбиты на большой скорости, совершая гравитационные маневры для снижения высоты своей орбиты. Близких пролетов немного - в 2021 году спутник пролетел в 1040 км от Ганимеда, вчера 29 сентября - около Европы на расстоянии всего 352 км. Для чего Юноне пришлось войти внутрь радиационного пояса Юпитера, где проходит орбита Европы.

Траектория Juno относительно радиационных поясов Юпитера до пролета Ганимеда

На таком же расстоянии - 351 км пролетал мимо Европы аппарат Галилео, собравший о ней много важных сведений - которые и поныне остаются непревзойденными по детализации и полноте информации. Что касается Juno, то она дополнительно изучила Европу с помощью микроволнового радиометра и камеры JunoCam, получившей снимки с разрешением до 1 км/пиксель. Эти результаты сейчас передаются на Землю с помощью дальней космической связи.

На первой опубликованной фотографии Juno видна панорама "области Аннун", находящейся в районе экватора Европы.

Спутник Юпитера - Европа с расстояния 352 км

Черно-белый снимок большего разрешения - около 300 метров был получен с помощью Juno's Stellar Reference Unit - камеры ориентации по звездам, входящей в состав магнитометра.

Поверхность спутника Юпитера - Европы

Интересная особенность этого снимка состоит в том, что он был сделан на теневой стороне Европы, освещенной отраженным светом Юпитера. На снимке видны борозды и линии ледяных гребней и области возможных выбросов воды из внутреннего океана. Белые однопиксельные точки - это артефакты, вызванные засветкой матрицы фотокамеры космическими лучами.

"Научная команда будет сравнивать полный набор изображений, полученных "Юноной", со снимками из предыдущих миссий, чтобы увидеть, изменились ли особенности поверхности Европы за последние два десятилетия" - сказала Кэнди Хансен из Института планетологии в Аризоне. Информация о геологических процессах на спутнике Юпитера позволит уточнить данные о его внутреннем строении.

Дальнейшие планы исследования спутников Юпитера

В 2023 и 2024 году планируется два пролета Ио, а в сентябре 2025 года Юнона встретится с Юпитером, сгорев в его атмосфере. Так запланировано в программе ее расширенной миссии. Оставлять аппарат около Юпитера не планируется во избежание столкновения с его спутником, куда Juno может занести земную микрофлору. Юпитер останется без своей спутницы... но уже в 2030 к нему должен прибыть еще один орбитальный аппарат с Земли - Europa Clipper, а в 2031 году - спускаемый аппарат Europa Lander - оба они будут заниматься поисками жизни на Европе. Также на 2032 год запланирован пролет мимо Европы европейского аппарата JUICE - Jupiter Icy Moons Explorer, направляемого на орбиту Ганимеда. Европейский аппарат должен быть запущен раньше американских станций - уже в апреле 2023 года.

На 2030 год намечен старт к Юпитеру китайского аппарата Тяньвэнь-4 и российского ядерного аппарата "Зевс", направляемых на орбиту Каллисто, так что все следующее десятилетие станет временем всестороннего изучения Юпитера! Три планеты его системы - Европа, Ганимед и Каллисто приобретут собственные искусственные спутники. И особая роль отводится Европе, для которой готовится посадочный аппарат.

Прочитать про российский проект исследования Юпитера можно в нашей статье:
Ядерные электромобили: межпланетные буксиры XXI века

С другими статьями Автомалиновки по освоению космоса можно познакомиться здесь:
Автомобили будущего сегодня и какими они будут: электромобиль-планетоход