Добавить объявление

Автоновости на Автомалиновке

"Москвич-410" - первый советский внедорожник малого класса, плюсы и минусы

 
"Москвич-410" - первый советский внедорожник малого класса, плюсы и минусы

"Москвич-410" - первый массовый советский внедорожник, построенный на базе легкового седана с несущим кузовом. Выпуск этой модели начался в далеком 1957 году на Московском заводе малолитражных автомобилей (МЗМА).

В это время в Стране Советов вовсю шла кампания по разработке целины. А в полях постоянно вставала техника и механизаторам-ремонтникам просто не на чем было выехать на работы по устранению дефектов. ГАЗ-69 был крайне не экономичным, а за чрезмерный расход топлива грозила статья. Высшее руководство партии грезило о внедорожнике на базе легкового авто — этот автомобиль был просто необходим председателям колхозов, бригадирам, механикам и сельским фельдшерам. Поэтому Москвич-410 пользовался особым интересом у сельского населения, которое нуждалось в недорогом и экономичном средстве передвижения по грунтовым дорогам.

Как все начиналось

Летом 1955 года Н.С. Хрущев пригласил к себе главного конструктора МЗМА Андронова А.Ф. и приказном порядке потребовал за 10 (!) дней разработать автомобиль 4x4 на базе "Москвича" (тогда топовой моделью предприятия был Москвич-402). Здесь стоит отметить нереальность срока выполнения заказа: в то время МЗМА не производил легковые внедорожники рамной конструкции. Ну, раз "Партия сказала: "Надо!", комсомолу ничего не оставалось делать, как воплощать эти идеи в жизнь.

Благо среди разработчиков был сын А.А. Липгарта (главн. конструктор Горьковского автомобильного завода) Ростислав, который уже окончил МВТУ им. Баумана и работал в МЗМА. Молодой человек, впоследствии ставший ведущим конструктором новой модели, очень хорошо знал устройства и механизмы горьковских машин, производимых его отцом. Полный энергии и сил Ростислав дни и ночи проводил над созданием нового образца. Бывшие коллеги его отца, инженеры-конструкторы: Б.Д. Кирсанов — разработчик переднего ведущего моста на ГАЗ-61, И.В. Новосёлов — инженер агрегатов, Л.И. Белкин, Ю.М. Немцов и др., перешедшие на МЗМА из ГАЗа во всем ему помогали и поддерживали. Готовый образец внедорожника после демонстрации и одобрения Хрущевым стал готовиться к серийному выпуску. По понятным и объективным причинам многие конструктивные особенности нового "Москвича-410" повторяли машины ГАЗа, а не МЗМА, но благодаря этому задача партии была завершена в срок.

Конечно, потом было более серьезное проектирование, переделки и испытания. И только к новому 1956 году опытные образцы, называвшиеся "Москвич-410-425А", ездили своим ходом. Через год в декабре 1956 прошли ведомственные испытания новоиспеченного внедорожника и в 1 квартале 1957 года началось производство полноприводного автомобиля "Москвич-410".

Плюсы и минусы внедорожника Москвич-410

Машину отличал усиленный несущий кузов и шины увеличенной размерности с особым вездеходным рисунком протектора. Клиренс автомобиля был увеличен до 220 мм под мостами. Такая геометрия позволяла Москвичу без труда преодолевать канавы и ямы сельских дорог, а также лужи глубиной в полметра. Передний мост подключался через двухступенчатую раздаточную коробку с понижающей передачей. Появились доработанный рулевой механизм от ГАЗ-М-20, масляный радиатор системы смазки двигателя, усовершенствованные силовой агрегат и трансмиссия, передние брызговики.

Поначалу на автомобиль был установлен нижнеклапанный мотор от Москвича-402 в 35 лошадиных сил с трехступенчатой коробкой передач. Максимальная скорость внедорожника при этом составляла 85 км/ч. В 1958 году появился модернизированный Москвич-410Н с 45-сильным верхнеклапанным мотором от Москвича-407 и от него же - четырехступенчатой коробкой передач. После замены мотора и КПП максимальная скорость автомобиля на трассе увеличилась до 95 км/ч. Улучшилась и проходимость, поскольку на 27.5% вырос крутящий момент. По этому показателю "Москвич" все же уступал ГАЗ-69, но в отличие от козлящих на ухабах "газиков" новый внедорожник обладал легковым ходом и повышенной комфортностью. А паспортный расход топлива (бензин A-70) составлял всего 10 л/100 км при разрешенной в деревнях скорости 40 км/ч.

Однако, данная модель имела существенные минусы. Несущий кузов с четырьмя дверьми хотя и был усилен, но не выдерживал нагрузок на кручение. Он искривлялся, стойки переводило. Кроме того, кузов был недостаточно жестким, и силовые элементы при груженой машине часто не выдерживали и лопались. Так как центр тяжести авто был расположен высоко при прежней узкой колее, "Москвич-410" мог опрокинуться на повороте при повышенной скорости. Та же учесть могла постигнуть автомобиль при большом боковом крене.

Итоги выпуска внедорожников на МЗМА

Производство полноприводника прекратили в 1960 году, так как в это время приоритеты партии поменялись и Московский завод стал массово выпускать новый советский автомобиль "Москвич-407" на экспорт. Производственных мощностей МЗМА просто не хватило для того, чтобы производить все востребованные автомобили. Тем не менее первых советских мини-внедорожников было выпущено более 7.5 тыс. штук и некоторые экземпляры до сих пор находятся "на ходу" в статусе ретромобилей.

Наряду с полноприводным седаном Москвич-410, было выпущено более 1.5 тыс. полноприводных универсалов Москвич-411. Слова "кроссовер" в то время пока еще не было, это понятие появилось намного позже. Но оба этих автомобиля МЗМА могут быть отнесены к классам кросс-седанов и кросс-универсалов, современными представителями которых являются популярные модели российского автопрома - седан Лада Веста кросс и универсал Лада Веста СВ кросс. Однако при всех своих несомненных достоинствах эти современные легковые автомобили лишены полного привода. А "Москвичи" его - имеют!

Видео (тест-драйв) Москвича-410

Канал Кузница Тест Драйва

Автор: Марцелла
Марцелла
30.11.2020 22:07
Подписаться на видеоканал Автомалиновки



Новости про Москвич на
Автомалиновке


  Статьи про Москвич на
Автомалиновке



Другие новости на Автомалиновке

 


Audi BMW Chevrolet Citroen DTM Ford Geely Honda Hyundai Iveco Jeep Kia Lada Lada Vesta Land Rover Mazda Mercedes Mitsubishi Nissan Peugeot Porsche Renault Skoda Suzuki Tesla Toyota UAZ Volkswagen WEC Барселона Бахрейн ВАЗ Валттери Боттас Дакар Даниэль Риккардо Дмитрий Сотников КамАЗ Кими Райкконен Льюис Хэмилтон Макс Ферстаппен Монца Нико Росберг Себастьян Феттель Сильверстоун Сочи Спа УАЗ Формула-1 Формула-Е Хунгароринг Шанхай Шпильберг Эдуард Николаев автобус автогонки автодом автодороги Беларуси автопилот авторынок авторынок Беларуси автоспорт беспилотник беспилотный автомобиль внедорожник гаи гибрид концепт кросс-купе кроссовер купе летающий автомобиль маз общественный транспорт пикап ралли ситикар спорткар трансляция экология электромобиль