Президента АвтоВАЗа Бу Андерссона отправляют в отставку
Глава "Ростеха" Сергей Чемезов намерен уволить нынешнего главу АвтоВАЗа Бу Андерссона до завершения его трехлетнего контракта в ноябре 2016 года. Об этом он объявил в интервью The Wall Street Journal. Решение будет приниматься на совете директоров АвтоВАЗа 9 или 10 марта.
Скандальная отставка проходит на фоне сообщений об убытках в размере 620 миллионов долларов. На каждом проданном авто предприятие теряет более 10,000 рублей. Но финансовое неблагополучие является поводом, а не причиной отставки.
Бу Инге Андерссон получил АвтоВАЗ в состоянии стагнации - предприятие медленно обновляло свою продукцию, выпускало автомобили низкого качества и даже в хлебные послекризисные годы выкачивало огромные суммы из российского бюджета. Проблемой АвтоВАЗа была громоздкая система управления и воровство комплектующих. С этим надо было что-то делать. Ростехнологии продали 50% акций убыточного предприятия концерну Renault-Nissan, оставив себе 25% блокирующий пакет. Совет директоров назначил нового главу АвтоВАЗа.
Бу Андерссон известен своим умением выводить в плюс убыточные советские предприятия - до работы на АвтоВАЗе он успешно реанимировал предприятия группы ГАЗ. АвтоВАЗ возрождался им по проверенной технократической схеме. Был реорганизовано управление, резко активизированы НИОКР и работа над качеством продукции.
АвтоВАЗ выпустил 6 новых моделей "Лады", включая новые модели Vesta и Xray. Была внедрена роботизированная коробка передач с высокой степенью локализации и начато производство более экономичного 1.8л мотора. Современные электронные системы - помощники водителя улучшили управляемость автомобилей. А техническое перевооружение позволило поднять точность геометрии до 95% и показатель прямого схода с 45-50% до 93% (до Бу Андерссона половина "Лад" отправлялись с конвейера в ремонт). Качество продукции АвтоВАЗа теперь соответствует высоким стандартам концерна Renault-Nissan. На новом уровне была поставлена работа с автомобильной прессой, которая начала поддерживать ранее казавшееся безнадежным предприятие.
Не обошлось без конфликтов - Бу Андерссон сократил число уровней управления с 9 до 5 за счет большого числа неэффективных руководителей, в том числе в 5(!) раз сократилось число высокооплачиваемых иностранных топ-менеджеров. Оставшиеся стали работать более дисциплинировано и главное - более активно. При наведении порядка были попраны интересы многих влиятельных людей. В числе пострадавших называли уволенного недавно вице-президента АвтоВАЗа по маркетингу и разорившихся российских поставщиков, некоторые из которых занимались перепродажей некачественных деталей китайского происхождения.
Другие претензии к Бу Андерссону - недостаточный уровень локализации новых моделей Vesta и XRay, а также дорогостоящий перенос производства "Весты" и Ижевск ради высвобождения мощностей АвтоВАЗа под реношную платформу. Эти мероприятия, вкупе с кадровой чехардой критики называют "развалом отечественного автомобильного предприятия".
Слабое место АвтоВАЗа
Удар был нанесен в слабое место АвтоВАЗа - убытки в результате валютного кризиса. Как отметил глава альянса Renault-Nissan Карлос Гон, потери на российском рынке несут все автопроизводители, но в особенности - АвтоВАЗ, для которого Россия является главным рынком сбыта. Поэтому наряду с управленческим персоналом предприятие массово сокращает рабочие места и переводит оставшихся на 4-дневную рабочую неделю. По этому поводу негодуют коммунисты, которые требуют отправить "капиталиста-мироеда" Бу в отставку. В ноябре 2015 года Чемезов высказывал претензии концерну, требуя воспитать игнорирующего социальные проблемы шведа.
Позиция концерна Renault-Nissan
Глава Renault-Nissan Карлос Гон открыто поддерживает Бу Андерссона. Руководитель наиболее успешной автомобильной империи мира объясняет, что АвтоВАЗ несет убытки по объективным причинам - половина из них связана с переоценкой валютной стоимости российских активов. Вывод АвтоВАЗа из кризиса связывается им с налаживанием экспорта на внешние рынки, который ранее был ограничен из-за низкого качества продукции.
Имея более 50% акций АвтоВАЗа, Карлос Гон может не допустить готовящую отставку. Проблема в том, что за сохранение Бу Андерссона на своем посту ему придется не только голосовать акциями, но и платить деньгами. И платить немало - АвтоВАЗ все еще не может жить без значительных финансовых вливаний. И здесь могут возникнуть претензии уже у акционеров Renault-Nissan. А финансовая помощь со стороны "Ростеха" обусловлена досрочной отставкой Бу Андерссона.
Что об этом думает Автомалиновка?
Японская деловая этика (Карлос Гон хотя и является бразильцем ливанского происхождения, но известность получил именно в Японии) предполагает сохранение лица всеми участниками конфликта. Если остроту ситуации можно сгладить какими-либо непринципиальными уступками, то он именно так и сделает - в противном случае мы узнаем имя нового руководителя АвтоВАЗа, который продолжит жесткую линию Бу Андерссона с еще большим уклоном в сторону интересов концерна. По предположениям прессы, им может стать глава направления Datsun Винсент Кобе, который знаком с внутренней кухней реорганизованного предприятия. Другим кандидатом является руководитель румынского подразделения Dacia Николя Мор, назначение которого подчеркнет перспективную экспортную составляющую.
PS: Новым президентом АвтоВАЗа c 5 апреля 2016 года станет Николя Мор. Решение принято на совете директоров 15 марта 2016 года. "АвтоВАЗ... существенно улучшил качество продукции. С приходом Николя Мора мы планируем и дальше следовать выбранной стратегии" - заявил Карлос Гон.
Автомалиновка провожает Бу Андерссона статьей о кроссовере, который были выпущен АвтоВАЗом под его руководством: Статья про Lada XRay