Проанализировать автобизнес Беларуси практически невозможно, так как данные статистики ведутся по нескольким показателям: есть отдельно учет продаж и учет регистрации. При этом ГАИ Беларуси держит в тайне информацию о постановке на учет купленных автомобилей. Так каким же был автобизнес в 2012 году? Проблем было много: после кризиса 2008 года начался резкий спад, и до сих пор показатели продаж автомобилей в Белоруссии не вернулись к прежнему уровню. Затем был ряд проблем с пошлинами, девальвацией и новым видом налогов – утилизационным сбором.
Белорусская автомобильная ассоциация «БАА» имеет данные от автодилеров, которые входят в эту организацию. Конечно, статистика не полная, так как продажи автомобилей в Белоруссии идут и через других дилеров. Абсолютные цифры оценить не представляется возможным, но для прояснения картины рынка давайте посмотрим на общие показатели продаж. В 2012 году самые высокие продажи автомобилей в Беларуси были в мае – 1737 штук, а самым слабым месяцем автобизнеса был март. По итогам первого полугодия 2012 года было реализовано 7316 автомобилей, а в аналогичный период 2011 года – всего 5500. Цифры впечатляют – практически на 40% вырос объем продаж. Но если мы сравним с докризисным 2008 годом, то рекорд еще не побит: за первое полугодие 2008 года было продано почти 12 000 автомобилей. Однако можно уверенно отметить позитивную тенденцию увеличения продаж авто в Беларуси за прошлый год.
Что касается предпочтений по маркам автомобилей, то в 2008 лидером продаж был Volkswagen Passat. В 2012 году лидирующее положение заняли автомобили LADA – их доля рынка составила 21,97%. На долю Volkswagen досталось 14,09% - эти автомобили занимают второе место, однако народные Renault отстают совсем немного. Продажи Renault составили 13,37%. На долю таких марок, как Porsche, Opel, Subaru, Great Wall, Land Rover, Suzuki, Chery остался мизерный % продаж – всего 2,9% от общего числа автомобилей. Менее 10% продаж приходится на каждую из этих марок: KIA - 7,19%, Shkoda - 5,74%, AUDI - 5,24%, Ford - 4,43, Hyundai - 3,68%, Mazda - 3,46%.
Что касается моделей автомобилей, то лидером продаж в 2012 году стала LADA-21073. Второе место по популярности принадлежит Volkswagen Polo Sedan, третье - Renault Sandero. Как видим, на первом месте по продажам авто в Белоруссии находятся автомобили В-класса – недорогие экономичные модели со скромными габаритами и максимальной функциональностью.
Перед началом кризиса ощущение стабильности экономического положения делало кредиты более доступными, да и сбережения были достаточными. По данным статистики, в 2008 году чаще покупали новые автомобили. Экономическая ситуация после кризиса постепенно начинает выравниваться, что заметно по статистике продаж авто. К Новому году практически все игроки автобизнеса приготовили заманчивые акционные предложения и скидки: интересно будет подвести итоги прошедшего 2012 года.