Гран-при Японии 2014 года: авантюризм и драматическое стечение обстоятельств
В Формуле-1 гонщики уже давно не получали серезные травмы - мы привыкли к тому, что они сталкиваются и разбивают болиды без серьезных для них самих последствий. Но то, что произошло вчера на Сузуке, вышло за рамки отработанной модели безопасности Формулы-1.
Все началось с того, что Берни Экклстоун, несмотря на уговоры функционеров FIA отказался переносить гонку на более раннее время в преддверии надвигающегося на Сузуку супертайфуна. Перенос гонки заставляет ломать сетку телевещания и делает неудобным ее просмотр ранним утром в Европе - уперся Берни. И тайфун по прогнозу начнется только ночью после гонки, а на самой гонке будет не тайфун, а дождик. Гонка во время дождя более рискованная - но ведь мы проводим такие гонки и публика любит их смотреть! И у нас есть эффективные меры безопасности на случай дождя, которые сводят риск к минимуму. И вот в установленное время болиды выстроились на стартовой решетке Гран-при Японии 2014 года, а многочисленные зрители запаслись зонтиками и приготовились принять участие в экстриме. Они тоже отчасти рисковали - а что, если тайфун придет раньше, чем по прогнозу? В полной безопасности были только те, кто смотрел гонку в Европе по телевизору.
Гонка Формулы-1 2014 года на Сузуке
Гонка началась за пейс-каром - под сильным дождем и при температуре воздуха +19 градусов. Дождевая резина не помогала против аквапланнинга. Развернуло болид Маркуса Эрикссона, который смог продолжить движение в конце пелетона. В конце 2 круга гонка была остановлена красным флагом и болиды отправились на пит-лейн. Эти два круга за пейс-каром позволили бы считать гонку состоявшейся, даже если бы дождь не прекратился. В этом случае пилоты первой десятки получили бы половинные зачетные очки.
Но Экклстоун не ошибся насчет погоды - дождь стих и через 25 минут езда за пейс-каром возобновилась. На 3 круге Фернандо Алонсо остановился на трассе из-за отказа электроники. Это происходит с ним второй раз за сезон. Алонсо собрался уходить из Ferrari и его не в чем упрекнуть - пилот, которого считают лучшим гонщиком в пелетоне провел с командой 5 лет, безуспешно пытаясь привести ее к победе. Труднее понять Себастьяна Феттеля, который все эти годы выигрывал титулы с Red Bull и в первый же неудачный для команды сезон решил ее покинуть.
Пейс-кар ушел на 9 круге, Дженсон Баттон сразу же поменял шины на промежуточные и оказался на чистой трассе, в то время как все остальные медленно ехали друг за другом в столбах брызг. Неудивительно, что после 1 волны пит-стопов Баттон оказался на 3 месте. Даниил Квят обошел Серхио Переса. К 16 кругу первая десятка выглядела так:
1
Нико Росберг
Mercedes
2
Льюис Хэмилтон
Mercedes
3
Дженсон Баттон
McLaren
4
Валттери Боттас
Williams
5
Фелипе Масса
Williams
6
Себастьян Феттель
Red Bull
7
Даниэль Риккардо
Red Bull
8
Нико Хюлькенберг
Force India
9
Кими Райкконенен
Ferrari
10
Даниил Квят
Toro Rosso
На мокрой трассе скорость у Red Bull была выше, чем у Williams и вскоре пилоты Red Bull обогнали своих соперников. Пилоты Mercedes уже были довольно далеко впереди. Когда к 25 кругу разрешили использовать DRS, Льюис Хэмилтон нагнал Нико Росберга и начал атаку. Борьба продолжалась несколько кругов и на 29 круге Хэмилтон вышел в лидеры. Промежуточные шины быстро изнашивались на подсыхающей трассе и уже на 24 круге некоторые пилоты стали заезжать на вторые пит-стопы. Там у Райкконена случалась заминка и его обошел Даниил Квят. К 30 кругу начались пит-стопы лидеров. Баттону пришлось поменять руль - благодаря возникшей заминке его обошел разогнавшийся Себастьян Феттель. Оказавшись на свободной трассе, он устремился в погоню за отстающим от напарника Нико Росбергом. Как водится у Red Bull, пилоты были на разной тактике - Феттель совершал пит-стопы раньше, Риккардо - позже.
Авария Жюля Бьянки в гонке Формулы-1 2014 года на Сузуке
К 38 кругу снова начался дождь, стало темнеть. Было много воды, пилоты с трудом удерживали болиды на трассе. Риккардо поменял шины и начал борьбу с Баттоном, который упирался до 42 круга. На этом же круге в 7 повороте вылетел Адриан Сутиль. Для эвакуации разбитого болида Sauber вышел кран, потом приехала машина скорой помощи. Было непонятно, почему Сутилю потребовалась экстренная помощь после небольшой аварии - обычно пилоты покидают разбитый болид самостоятельно и потом проходят обязательное медицинское обследование. Оказалось, что в этом же месте кругом позже вылетел пилот Marussia Жюль Бьянки. Его неуправляемый болид попал под противовес крана, защитные дуги снесло и пилот получил тяжелую травму головы. Обычно в трансляции охотно показывают кадры с авариями болидов - это часть шоу Формулы-1. Но на этот раз дирекция гонки запретила трансляцию повтора аварии.
На 44 круге выпустили пейс-кар. Под ним многие пилоты поменяли резину - еще не зная, что произошло и ожидая продолжения опасной гонки. В их числе был Даниил Квят, который из-за этого потерял место в очковой зоне. На 46 круге гонку остановили красными флагами. Церемония награждения победителей - двух пилотов Mercedes и ставшего третьим Себастьяна Феттеля была сокращена. Во время церемонии объявили штормовое предупреждение, зрители быстро и организованно покинули автодром.
Гонщика Marussia доставили в госпиталь, где ему сделали операцию. Он находится на искусственной вентиляции легких в состоянии комы. В госпиталь вызвали родителей. Понадеемся на его выздоровление.
Двойная авария на одном месте, в которую попал Жюль Бьянки, cчитается наиболее опасной в современной Формуле-1. Если бы он вылетел в другом месте или в том же самом 7 повороте, но кругом позже после ухода крана - то с ним ничего плохого не случилось бы. При этом дирекция гонки приняла положенные по регламенту обязательные меры безопасности - пилоты были предупреждены об опасном участке. После аварии Сутиля на опасном участке вывесили двойные желтые флаги, которые дублируются на руле всех гонщиков. Желтые флаги ограничивают скорость и запрещают обгоны. Игнорировать их нельзя, т.к. в каждой гонке стюарды нещадно штрафуют пилотов - нарушителей. Скорее всего, вылет произошел по вине самого пострадавшего гонщика, который ехал на этом участке быстрее, чем другие. Стечение обстоятельств - так охарактеризовал аварию Себастьян Феттель.
Но неудобные вопросы все-таки остаются. Непонятно, почему гонку не прекратили еще до аварии. К 40 кругу пилоты проехали 3/4 дистанции, которые позволяют считать гонку полностью состоявшейся. Все были довольны - и Берни Экклстоун, и телекомпании, и пресловутые европейские телезрители. А храбрых японских болельщиков надо было побыстрее отпустить с автодрома, чтобы они добрались домой до тайфуна. Но гонку не остановили даже после аварии Адриана Сутиля, хотя существовала вероятность того, что в темноте и под дождем кто-нибудь из 20 оставшихся на трассе пилотов ошибется в том же месте. Как минимум, надо было немедленно выпустить пейс-кар.
Жюль Бьянки - талантливый пилот молодежной программы Ferrari. Он единственный среди многих сумел заработать очки для новой команды набора 2010 года. Его авария стала самой серьезной в Формуле-1 за последние 20 лет. После нее наверняка будут внесены дополнения в регламент, чтобы дирекция гонки перестала шутить со стихией.
Результаты гонки Формулы-1 2014 года на Сузуке
Гонка продолжалась 46 кругов, результаты подведены по итогам 44 круга. Финишировало 19 болидов, по техническим причинам сошел болид Ferrari. По скорости в гонке болиды расположились так: 1. Mercedes 2. Red Bull. 3. McLaren 4-6. Williams, Force India, Toro Rosso 7. Ferrari. 8. Sauber 9. Lotus 10-11. Caterham, Marussia.
1
Льюис Хэмилтон
Mercedes
2:20.976
2
Нико Росберг
Mercedes
+ 9.180
3
Себастьян Феттель
Red Bull
+ 29.122
4
Даниэль Риккардо
Red Bull
+ 38.818
5
Дженсон Баттон
McLaren
+ 1:07.550
6
Валттери Боттас
Williams
+ 1:53.773
7
Фелипе Масса
Williams
+ 1:55.126
8
Нико Хюлькенберг
Force India
+ 1:55.948
9
Жан-Эрик Вернь
Toro Rosso
+ 2:07.638
10
Серхио Перес
Force India
+ 1 круг
11
Даниил Квят
Toro Rosso
+ 1 круг
12
Кими Райкконен
Ferrari
+ 1 круг
13
Эстебан Гутьеррес
Sauber
+ 1 круг
14
Кевин Магнуссен
McLaren
+ 1 круг
15
Ромен Грожан
Lotus
+ 1 круг
16
Пастор Мальдонадо
Lotus
+ 1 круг
17
Маркус Эрикссон
Caterham
+ 1 круг
18
Макс Чилтон
Marussia
+ 1 круг
19
Камуи Кобаяси
Caterham
+ 1 круг
20
Жюль Бьянки
Marussia
DNF 43 круг
21
Адриан Сутиль
Sauber
DNF 42 круг
22
Фернандо Алонсо
Ferrari
DNF 3 круг
DNF - не финишировал
Накопленные штрафные баллы 2014 года после гонки на Сузуке
1
Маркус Эрикссон
Caterham
5
2
Жюль Бьянки
Marussia
4
3
Пастор Мальдонадо
Lotus
4
4
Кевин Магнуссен
McLaren
4
5
Валттери Боттас
Williams
2
6
Адриан Сутиль
Sauber
2
7
Жан-Эрик Вернь
Toro Rosso
1
Если сумма баллов достигнет 12, то пилот будет отстранён на одну гонку
Положение в личном зачете Формулы-1 2014 года после гонки на Сузуке
1
Льюис Хэмилтон
Mercedes
266
2
Нико Росберг
Mercedes
256
3
Даниэль Риккардо
Red Bull
193
4
Себастьян Феттель
Red Bull
139
5
Фернандо Алонсо
Ferrari
133
6
Валттери Боттас
Williams
130
7
Дженсон Баттон
McLaren
82
8
Нико Хюлькенберг
Force India
76
9
Фелипе Масса
Williams
71
10
Серхио Перес
Force India
46
11
Кими Райкконен
Ferrari
45
12
Кевин Магнуссен
McLaren
39
13
Жан-Эрик Вернь
Toro Rosso
21
14
Ромен Грожан
Lotus
8
15
Даниил Квят
Toro Rosso
8
16
Жюль Бьянки
Marussia
2
17
Адриан Сутиль
Sauber
-
18
Маркус Эрикссон
Caterham
-
19
Пастор Мальдонадо
Lotus
-
20
Эстебан Гутьеррес
Sauber
-
21
Макс Чилтон
Marussia
-
22
Камуи Кобаяcи
Caterham
-
Положение в кубке конструкторов Формулы-1 2014 года после гонки на Сузуке