Добавить объявление

Автомалиновка / Автостатьи / Автоспорт онлайн

Как это происходит - гонка чемпионата Формулы-1

 
Старт гонки чемпионата Формулы-1, Сильверстоун, 2005 год

Гонка является кульминацией уик-энда чемпионата Формулы-1. Она всегда проводится в воскресенье - на следующий день после квалификации Формулы-1, про которую написано в нашей предыдущей статье:
Как это происходит - свободные заезды и квалификация чемпионата Формулы-1.

Во время гонки болиды Формулы-1 стартуют одновременно и проходят дистанцию около 300 км в борьбе друг с другом.

Сайт Автомалиновка поможет купить авто бу для себя в Минске.

Содержание

1. Два вида гонок Формулы-1
2. Шины в гонке чемпионата Формулы-1
3. Старт гонки чемпионата Формулы-1
4. Начальный отрезок гонки Формулы-1
5. Система снижения турбулентности Формулы-1
6. Слип-стрим в гонке Формуле-1
7. Гибридные технологии и нормы расхода топлива в чемпионате Формулы-1
8. Пит-стоп в гонке Формулы-1
9. Тактика в гонке Формулы-1
10. Машина безопасности в чемпионате Формулы-1 (safety car)
11. Круговые в чемпионате Формулы-1
12. Завершение гонки Формулы-1
13. Система начисления очков в Формуле-1

Два вида гонок Формулы-1

Традиционная гонка Формулы-1 проводится в воскресенье, иногда в субботу на дистанции около 300 км и обычно занимает не более двух часов - но если ее останавливали красными флагами, то продолжительно гонки может быть увеличена.

С 2021 года на отдельных этапах дополнительно проводятся спринтерские гонки на дистанции 100 км и в течении 30 минут. В отличие от полноформатных гонок, спринты проводятся без пит-стопов, а занятые в них места в 2021-2022 годах определяли стартовую позицию в воскресной гонке. В 2023 году вернули принцип определения позиции по результатам квалификации.

Шины в гонке чемпионата Формулы-1

В гонке чемпионата Формулы-1 каждый пилот использует индивидуальные комплекты шин Pirelli, которые бывают двух типов - гладкие шины (слики) для сухой погоды и шины с протектором для мокрой погоды. По шинному регламенту 2016 года производитель предлагает на каждый этап три комплекта сликов различной жесткости (до этого было два комплекта). А на случай мокрой погоды всегда доступны два типа шин с протектором - дождевые и промежуточные.

До 2021 года при сухой погоде финалисты квалификации чемпионата Формулы-1 стартовали в гонке на том комплекте шин с которым они показали лучшее время во втором сегменте квалификации, обычно это наиболее мягкие шины. Пилоты, не прошедшие в финал, т.е. стартующие из середины или конца пелетона имели привилегию выбора любых стартовых шин. Исключением являлась гонка, проходящая после спринт-квалификации (таких в 2021 году было три), когда действует правило свободного выбор шин. С 2022 году выбор шин стал свободным во всех гонках.

Еще одно требование регламента состоит в том, что всю гонку нельзя проводить на шинах только одного вида - поэтому пилот должен совершить, как минимум, одну остановку в боксах (пит-стоп) для их замены. Есть и другая причина для пит-стопа - гоночные шины не рассчитаны на прохождение всей дистанции гонки - они выдерживают максимум 200-250 км. На самом деле в начале гонки, когда болид движется с полными баками топлива, мягкие стартовые шины могут разрушиться всего за 10 с небольшим кругов, что составляет менее 1/5 дистанции гонки. Поэтому наиболее распространенные стратегии на гонку предусматривают один или два пит-стопа.

Старт гонки чемпионата Формулы-1

В начале гонки чемпионата Формулы-1 пилоты совершают установочный круг и выстраиваются на стартовой решетке в две колонны соответствии с показанным временем в квалификации. Старт - самый волнующий момент гонки, он проводится только один раз. А если какой-либо пилот допускает фальстарт, то он получает от стюардов штраф в виде проезда по пит-лейн.

После старта пилоты разгоняются по стартовой прямой до первого поворота и там начинается формирование пелетона. Это самый сложный момент гонки. На большинстве поворотов гоночной трассы есть только одна оптимальная траектория - т.н. апекс. Пилоты едут по этой оптимальной траектории гуськом друг за другом, покидая ее только для обгонов. Но старт гонки проводится в две колонны, поэтому пилоты перестраиваются в одну колонну. При этом пелетон должен растянуться, как минимум, вдвое. Понятно, что при перестроении кто-то разгонится, а кому-то придется тормозить. Устроить перестроение так, чтобы разгонялись все - нельзя и правил дорожного движения, которые регламентируют преимущественный порядок перестроения, в Формуле-1 нет. Все проиcходит по усмотрению самих пилотов и команд Формулы-1, которые мгновенно принимают решения в стремительно развивающейся дорожно-транспортной ситуации.

Болиды Формулы-1 стартуют быстро, к первому повороту успевают как следует разогнаться и начинают обгонять друг друга - выстраиваясь по три-четыре машины в ряд, насколько позволяет ширина трассы. Формирование колонны болидов обычно начинается на жестком торможении при входе в первый поворот, продолжается в самом повороте и после выхода из него. Неудивительно, что в первом повороте часто происходят столкновения болидов Формулы-1 и завалы - которые устраивают начинающие пилоты-крашеры, еще не научившиеся правильно ориентироваться в толчее первых секунд гонки. Провоцирование ДТП в первом повороте входит в программу подготовки пилота топ-уровня - только так он может уловить тонкую разницу между решительностью и безрассудством. Более опытные пилоты проходят первый поворот без особых проблем - в том числе потому, что за годы выступлений они научились понимать друг друга. Разве что в жесткой контактной борьбе они могут немного повредить свои болиды. Серьезные неприятности случаются тогда, когда в них прилетает какой-нибудь крашер - но от этого никто не застрахован.

Первый поворот, Малайзия, 2012, чемпионат Формулы-1

И вот результат борьбы на старте - через несколько поворотов болиды выстроились в цепочку и гуськом едут друг за другом. А пострадавшие стараются проехать круг и добраться до боксов, где им поменяют проткнутые шины и сломанные антикрылья.

Истанбул-парк, 2005

Начальный отрезок гонки Формулы-1

Через два круга после старта гонки чемпионата Формулы-1 начинается время для обгонов. Точнее, обгонять можно всегда и везде, если нет желтых флагов, предупреждающих о наличии проблем на трассе - еще не убранных обломков болида и т.п. Но известно, что для успешного обгона разница в скорости болидов должна быть не менее 0,5 секунды на круг - иначе пилот не успевает завершить обгон до следующего поворота. А на повороте он оказывается в невыгодной ситуации, т.к. впереди едущий болид занимает апекс. Поэтому возможны ситуации, когда при небольшой разнице в скорости пилот на более быстром болиде утыкается в хвост более медленного и на протяжении многих кругов ничего не может с этим поделать. Классика этого жанра - долгая борьба Виталия Петрова и Фернандо Алонсо на последней гонке сезона-2010 в Абу-Даби, которая так и закончилась финишем друг за другом.

Система снижения турбулентности Формулы-1

Чтобы разнообразить борьбу в чемпионате и упростить обгоны, в современную Формулу-1 ввели технологию управления антикрылом DRS (Drag Reduction System - система снижения турбулентности). DRS применяется, начиная с третьего круга гонки. Если пилот отстает от впереди идущей машины не более чем на 1 секунду (это замер автоматически делается в точке детекции DRS), то в зоне DRS он может уменьшить угол наклона заднего антикрыла для снижения аэродинамического сопротивления. Впереди едущий болид Формулы-1 такую привилегию не имеет, и это создает дополнительную разницу в скорости. Зоны DRS располагаются в специальных местах трассы на длинных прямых, где применение DRS дает наибольший эффект.

Слип-стрим в гонке Формуле-1

Негативный эффект турбулентности заключается в том, что у преследующей машины увеличивается износ шин. Чем ближе атакующий болид подбирается к сопернику, тем больше он испытывает воздействие турбулентного воздушного потока, который мешает правильной работе антикрыльев и снижает прижимную силу - а это, свою очередь, вызывает скольжение болида, разогрев и износ шин. С другой стороны, в определенном смысле воздушный поток помогает, т.к. он помогает набрать скорость для обгона. Этим эффектом слип-стрим пользуются все гонщики. Но если обгон не получается, то через несколько кругов тесного преследования приходится отстать для того, чтобы вывести шины в оптимальный рабочий режим.

С 2019 года техническим регламентом введены ограничения на размер диффузоров, направленные на снижение воздушного потока - данную работу по улучшению аэродинамического качества болидов Формулы-1 планируется проводить и в последующих сезонах.

Гибридные технологии и нормы расхода топлива в чемпионате Формулы-1

V6 F1 engine, 2014Еще одна обязанность пилота Формулы-1 заключается в управлении работой гибридной силовой установки. С 2014 года в Формуле-1 применяются 6-цилиндровые турбомоторы объемом 1.6 литра, оборудованные мощной системой системой рекуперации энергии ERS (Energy Recovery System). Эта ключевая технология, которая является вызовом для мотористов Формулы-1 и головоломкой для ее пилотов. Преимущество заключается в том, что пилот Формулы-1 запасает энергию в аккумуляторах и использует ее для борьбы на трассе.

Мощность гибридных силовых установок Формулы-1 все время увеличивается и в квалификационном режиме может превосходить 1000 л.с. Но дополнительно к прибавке мощности пилоту вменяется в обязанность экономить топливо. Его количество жестко ограничено техническим регламентом - не более 100 кг (с 2017 года 105 кг, с 2019 года - 110 кг) на гонку. Кроме того, действует регламентное правило по ограничению расхода топлива на круге, за нарушение которого дается дисквалификация. Поэтому пилоты Формулы-1 и их гоночные инженеры постоянно сверяются с индикаторами расхода бензина.

Фишка современной Формулы-1 состоит в том, что опередить соперников - других пилотов надо с минимальным расходом горючего - поэтому в выигрыше оказываются команды с наиболее энергоэффективными силовыми установками.

Пит-стоп в гонке Формулы-1

Пелетон постепенно растягивается, т.к. пилоты Формулы-1 на быстрых чемпионских болидах уезжают от своих более медленных соперников. Через десять с лишним кругов после начала гонки порядок нарушается первой волной пит-стопов, во время которых гонщики меняют отработанные шины на новые. Сама замена шин выполняется моментально - команда механиков делает ее всего за 2-3 секунды, но основная задержка бывает связана с необходимостью съезжать с быстрой трассы на медленный пит-лейн, где действует ограничение скорости 60 км/ч, для болида это воистину черепаший темп... Малейшее превышение скорости, даже на 1 км/ч наказывается повторным проездом по пит-лейн.

Имола 2005, Марк Уэббер

Проведение пит-стопа - важный тактический момент в гонке чемпионата Формулы-1. К моменту проведения пит-стопа скорость болида постепенно снижается из-за износа шин, а после пит-стопа надо потратить круг на их прогрев. Ранний пит-стоп дает возможность обойти впереди идущий болид без борьбы на трассе, которая всегда связана с износом шин и потерей времени. Именно так в 2010 году в Абу-Даби веселый желтый болид Виталия Петрова оказался впереди болида Фернандо Алонсо, перечеркнув последние надежды того на чемпионский титул. Повезло, как всегда, Себастьяну Феттелю.

Тактика в гонке Формулы-1

Виталий Петров, Монреаль 2010, чемпионат Формулы-1Классическая "сухая" гонка Формулы-1 проходит по заранее рассчитанным всеми командами тактическим схемам, которые включают в себя моменты смен шин на дистанции, атакующий или экономный стиль пилотирования, режимы работы мотора и другие важные решения - актуальные для чемпионата гонок. Понятно, что тактические схемы различных команд чепионата Формулы-1 могут накладываться друг на друга. Поэтому одни пилоты доводят свою тактику до конца, а другие бывают вынуждены менять ее по сложившимcя обстоятельствам.

Наибольшую непредсказуемость вносит дождливая погода, которая ломает все компьютерные расчеты. Болид в дождь скользит на сликах, как по льду - пилотам приходится немедленно менять шины на промежуточные или дождевые. Везет тем, кто окажется ближе к спасительным боксам.

Машина безопасности в чемпионате Формулы-1 (safety car)

Еще один фактор непредсказуемости - это машина безопасности (safety car, или пейс-кар), которую выпускают на трассу в случае сильного ливня или серьезной аварии. За ней болиды Формулы-1 едут друг за другом в том порядке, в котором их застали желтые флаги и таблички "SC". Обгонять пелетон разрешается только круговым, которые таким образом могут подтянуться к лидерам гонки. В регламенте 2015 года появился режим виртуального пейс-кара VSC (virtual safety car) c ограничением скорости по секторам.

Однажды (это было на Гран-при Сингапура 2008 года, на этом чемпионате) болид разбили намеренно, чтобы дать преимущество своему ведущему пилоту. Организатор это "гениального" хода Флавио Бриаторе был навечно изгнан из чемпионата Формулы-1. Исполнитель приказа Нельсон Пике-младший также потерял место пилота Формулы-1. Много позже (в 2015 году) он стал первым чемпионом Формулы-Е, выступая на электроболиде китайской команды. Двухкратный чемпион Формулы-1 Фернандо Алонсо, ради которого устраивалась авария, оказался не при чем. Но интересно, что после этого он ни разу не смог выиграть высший титул в автогонках.

Круговые в чемпионате Формулы-1

Примерно к середине гонки у пилотов появляется еще одно важное занятие - обгон круговых. В Формуле-1 считается, что разница в 1 секунду на круге - это много. За 60 кругов как раз накапливается почти целый круг. А еще надо учесть, что лидер гонки едет, имея перед собой чистую трассу, в то время как отстающие от него пилоты ведут борьбу друг другом, теряя время. Т.е. при нормальном течении гонки отстающие болиды ближе к финишу становятся круговыми. А еще есть аутсайдеры, которые отстают от лидеров на 2 секунды и более. Вот их и начинают лидеры чемпионата обгонять с середины гонки - сначала на круг, потом на два, бывает что на три круга и больше. По регламенту, круговой обязан посторониться и пропустить обгоняющего пилота, не создавая ему помех.

Завершение гонки Формулы-1

Ближе к концу гонки чемпионата Формулы-1 интервалы между болидами могут составлять уже десятки секунд, а скорости болидов с выработанным топливом становятся максимальными. Здесь начинается борьба за быстрый круг, которая до 2019 года велась исключительно ради спортивного интереса, а с 2019 года за нее дается одно дополнительное очко. Данный бонус получает только один пилот из первой десятки - а именно тот, который пройдет быстрее всех один любой круг.

Лидер гонки проходит последний круг и пересекает стартовую линию, за ним финишируют другие болиды. Круговые не проходят последние круги, т.к. время телевизионной трансляции ограничено - надо поздравлять победителей. Зачет среди круговых составляется по завершению ими своего последнего круга, они могут получить за это небольшие очки, оказавшись ближе к концу первой десятки пилотов.

Система начисления очков в Формуле-1

До 2021 года Формуле-1 действовало правило начисления половинных очков при завершении менее 75% дистанции гонки. Но после дождевой гонки в Спа, где пилоты проехали всего два круга за пейс-каром и получили за это очки, правило было изменено. С 2022 года гонка Формулы-1 оценивается в зависимости от пройденной дистанции:

  • очки не начисляются, если пилоты прошли менее двух кругов в режиме гонки (зеленого флага);
  • при прохождении менее 25% дистанции гонки очки начисляются первым 5 пилотам по схеме 6-4-3-2-1;
  • при прохождении менее 50% дистианции гонки очки начисляются первым 9 пилотам по схеме 13-10-8-6-5-4-3-2-1;
  • при прохождении менее 75% дистанции очки начисляются первым 10 пилотам по схеме 19-14-12-9-8-6-5-3-2-1;
  • за полную гонку (75% дистанции и более) начисляются полные очки по схеме 25-18-15-12-10-8-6-4-2-1;
  • в спринте проходится треть полной дистанции гонки, поэтому очки начисляются первым 8 пилотам по схеме 8-7-6-5-4-3-2-1.

Правило уменьшения очков в зависимости от пройденной дистанции не применяется в том случае, если гонка завершена по истечении отведенного на нее времени (3 часа).

После финиша гонки пилоты чемпионата Формулы-1 осознают, что они провели два часа в противопожарных гоночных комбинезонах, прокатившись с ветерком на машинах, начиненных горючими веществами - литием и бензином. Проводится контрольное взвешивание болидов и пилотов со всей их амуницией. Победители становятся на подиум, поднимаются флаги, звучит гимн страны победителя гонки. Пилотам вручают кубки и шампанское, которым они поливают друг друга. После этого проводится обязательная пресс-конференция. Уик-энд закончился, "большой цирк" сворачивает моторхоумы и едет на следующий этап чемпионата.

Все статьи про Формулу-1

Автор: Богдан Котт
Богдан Котт
11.03.2014 - 27.02.2024
Дзен Автомалиновки
Комментарии



Другие статьи на Автомалиновке

 

Купить авто