Что же это такое - электробус? Это новый автобус или необычный автобус будущего? Содержит ли такие машины авторынок Беларуси сегодня? Как можно понять из названия, это нечто вроде автобуса, только на электричестве?
Принцип и устройство электробуса
Все верно, электробус – автономное безрельсовое транспортное средство. То есть, в электробусе есть привод, работающий на электроэнергии, есть хранилище энергии. В качестве накопителя могут быть аккумуляторные батареи, топливные элементы или суперконденсаторы. Располагаться емкости для электричества могут под кузовом либо сзади. Ведущие колеса электробуса приводятся в действие тяговым электродвигателем. Еще в качестве движителя можно использовать электрические мотор-колеса, которые исключают «лишние» устройства передачи тяги (дифференциал, кардан и прочие). Для аварийного питания электропривода может устанавливаться генератор небольшой мощности. В настоящее время существуют несколько эксплуатируемых моделей (их разберем позднее).
В основном, существующие электробусы используют подзаряжаемые литиевые аккумуляторы. Это связано с попыткой удешевления стоимости электробуса, так как для полностью автономной работы на маршруте без подзарядки нужен аккумулятор большой емкости, поэтому цена транспортного средства резко возрастает. В связи с этим и были созданы модели электробусов, подзаряжающиеся на каждой остановке. Авторынок Беларуси пока не имеет таких машин в настоящее время. Поэтому рассмотрим несколько моделей электробусов, работающих за границей.
Электробусы в Шанхае, Милане и Утрехте
В Китае, а конкретно в Шанхае, существует целый парк электробусов, обеспечивающих один из городских маршрутов. Электробусы Шанхая используют задние мотор-колеса мощностью 100 кВт, развивают скорость до 80 км/ч. В качестве накопителя – суперконденсатор, позволяющий электробусу почти мгновенно подзаряжаться на коротких остановках при высадке-посадке пассажиров и на светофорах. Надо учесть, что устройствами подзарядки оснащены не все остановочные пункты и светофоры, но их количество постоянно растет. Кроме Китая, электробусы с подзарядкой на остановках ездят по маршрутам в итальянском городе Милане и голландском Утрехте.
Китайский электробус BYD K9
Созданный для США одноэтажный электроавтобус BYD K9, кроме литие-железо-фосфатного аккумулятора емкостью 324 кВт*ч, укомплектован солнечными батареями, стоящими на крыше. Приводится в движение парой мотор-колес. На одной зарядке проезжает 250-300 км. Скорость подзарядки составляет около шести часов от обычного и полчаса при использовании специального устройства быстрой зарядки.
Российский электробус НЕФАЗ
НЕФАЗ, пока еще прототип, но вполне работоспособный, несколько месяцев проходит опытную эксплуатацию. После подтверждения пригодности к эксплуатации будет передан на городские маршруты Новосибирска.
НЕФАЗ оснащен асинхронным двигателем, литий-ионной батареей энергоемкостью 313,6 кВт*ч. Зарядка НЕФАЗа проходит за восемь часов от бортового зарядного устройства и за сорок минут от специальной зарядной станции мощностью 350 кВт. Автономная работа рассчитана на более чем 200 километров маршрута.
Американский электробус Wireless Advanced Vehicle Electrification
В США разрабатывается новая модель электробуса на литиевых аккумуляторах, что удешевляет стоимость, но с возможностью мгновенной беспроводной подзарядки при мощности входящего потока до 50 кВт, что позволит американскому железному коню с длинным именем Wireless Advanced Vehicle Electrification автономно курсировать по городским маршрутам, быстро заряжаясь на остановках.
Преспективы электробусов
И все-таки, есть ли перспективы у электробусов? Ведь опытные модели хоть и создаются, но мы их не видим возле своих домов. Пока минус элетробусов – высокая стоимость мощных аккумуляторов для автономной работы, что может решить функция мгновенной беспроводной подзарядки. Плюсами, несомненно, можно назвать крайне высокую экологичность электробуса и отсутствие необходимости строить длинные линии электропередач, как для троллейбусов.
Также электробус гораздо легче обычных средств городского транспорта, поэтому маневренность у него, как у легкового автомобиля (за исключением габаритов). Вывод можно сделать один: будущее у электробуса есть! И, вполне возможно, через год-другой любой из нас сможет насладиться мягким и бесшумным движением нового вида транспорта! И конечно придут электробусы на авторынок Беларуси и думаем, что займут лидирующие позиции в разновидности этого транспортного средства.