Добавить объявление

Автомалиновка / Автостатьи / Безопасность движения / Автопилот

Сигналы светофора: как не получить штраф за проезд на зеленый?

 
Сигналы светофора: как не получить штраф за проезд на зеленый?

Красный цвет светофора является общепринятым сигналом запрета движения, который соблюдают все автомобилисты. Многие, хотя и не все, научились останавливаться перед желтым цветом - который также является запрещающим, за исключением случая применения экстренного торможения. Но интересно, что даже проезд на разрешающий зеленый цвет вовсе не является гарантией соблюдения правил. За него тоже можно получить большой штраф и даже лишиться водительских прав.

Что не так с зеленым цветом светофора?

Светофоры со стрелкой и без нее

Случаи неприменимости зеленого цвета прописаны в правилах дорожного движения. Например, это необходимость пропуска автомобилей экстренных и медицинских служб с сиреной и мигалкой, колонн машин с сопровождением. Сигналы светофора отменяются жестами регулировщика, которого надо заметить на перекрестке:
Сигналы регулировщика в картинках с пояснениями - это простой способ их запомнить

Самый распространенное исключение - это дополнительные секции светофора. Традиционный зеленый "кругляш" в этом случае разрешает движение прямо, а разрешение поворотов зависит от дополнительных секций со стрелками, которые должны быть включены. Если же дополнительная секция выключена, то поворот в ее направлении запрещен. Таким образом регулируются как левые повороты с пересечением встречной полосы движения, так и правые повороты, где водители пропускают только пешеходов.

Чтобы водители лучше ориентировались в дополнительных секциях, на основную секцию наносится контурный рисунок в виде разрешаемых ею направлений движения. А дополнительные секции, чтобы их лучше было видно, отмечаются световым кольцом белого или красного цвета. Обманка состоит в том, что дополнительные секции совершенствовались постепенно, и на дорогах все еще встречаются устаревшие светофоры, где нет ни светового кольца на дополнительной секции, ни контурного рисунка на основной секции. В этом случае водитель должен заметить погашенную дополнительную секцию - что в условиях ограниченной видимости не всегда удается сделать. Это противоречит самому принципу светофора, как источника видимых издалека световых сигналов - поэтому в современных технических условиях (TУ) такой устаревший тип светофора не предусмотрен.

Логичнее всего считать не соответствующую техническим условиям дополнительную секцию неисправной и не обращать на нее внимание. Но подобный "сигнал", а вернее - отсутcтвие какого-либо сигнала - все равно считается запрещающим! Устаревшие светофоры работают на дорогах, а дорожная инспекция трактует отсутствие сигнала как запрет и накладывает административное взыскание на водителей.

Административный штраф в Республике Беларусь

По статье 18:13 невыполнение лицом, управляющим транспортным средством, требований сигналов, указаний светофора или регулировщика наказывается штрафом в размере от 1 до 5 базовых величин, т.е. от 32 до 160 рублей. Повторное нарушение, допущенное в течение года, наказывается штрафом в размере от 3 до 10 базовых величин, т.е. от 96 до 320 рублей.

Гибкие границы штрафов позволяет инспекторам ГАИ учитывать тяжесть нарушений (проезд на красный, желтый или зеленый), техническое состояние светофора и в зависимости от этого назначать штраф.

Административный штраф в Российской Федерации

По статье 12.12 кодекса об административных правонарушениях (КоАП) Российской Федерации проезд на запрещающий сигнал светофора или на запрещающий жест регулировщика, наказывается штрафом в размере 1000 рублей, а заезд за стоп-линию - штрафом в 800 рублей (штраф сокращается вдвое при уплате в течении льготного срока в 20 дней). Повторный проезд под запрет, допущенный в течении года, наказывается штрафом в размере 5000 рублей или лишением права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев.

Штрафы в России меньше, чем максимальные штрафы в Беларуси, но их размер фиксирован. При этом отсутствие сигнала в дополнительной секции по п. 6.3 ПДД РФ трактуется, как запрещающий сигнал светофора и фактически приравнивается к красному цвету. Вот так, проехав на зеленый цвет, можно не только уплатить штраф в размере трети прожиточного минимума, но и лишиться прав на управление своим автомобилем!

Положение осложняется тем, что в России нет жесткого ограничения на скорость движения, как в Беларуси. Превышение скорости на 20 км/час не штрафуется. Поэтому для лихачей вполне нормально подлетать к перекрестку на скорости 80 км/час, когда автомобиль становится орудием убийства. При таком скоростном режиме нельзя затормозить перед желтым сигналом светофора и тем более некогда разбираться в дополнительных секциях - все внимание водителя сосредоточено на скоростном пилотировании. Автомобилисты, не желающие попадать в аварии, знают о необходимости пропускать несущихся под желтый цвет безнаказанных "мастеров вождения".

О неизбежности административных штрафов за несоблюдение ПДД

Камера видеофиксации

Система регулирования дорожного движения в крупных городах непрерывно усложняется для управления растущим дорожным трафиком. Водителям приходится не только следить за меняющейся дорожной обстановкой, но и выполнять все требования регулирования дорожного движения. Все основные перекрестки в крупных городах оборудованы видеокамерами, которые автоматически отлавливают все нарушения ПДД и выписывают штрафы.

Причем эта всевидящая система далеко не всегда работает корректно. Были случаи, когда проезд прямо, но с неправильной полосы, предназначенной для поворота направо или налево, приравнивался к повороту на запрещающий сигнал светофора! Хотя здесь речь идет о нарушении дорожного знака "Направление движения по полосе", которое вообще не относится к статье 12.12 КоАП РФ - соответствующее решение вынес Верховный Суд РФ в 2022 году. А также заезд за стоп-линию (часть 2 статьи 12.12) может произвольным образом трактоваться как проезд перекрестка на запрещающий сигнал светофора (часть 1 статьи 12.12).

Проезд под запрещающий зеленый цвет является только одним примером ПДД-ловушки для автомобилистов. Есть и другие ловушки, которые мы здесь не обсуждаем. Например, короткие участки с выделенными полосами, где частные автомобили перестраиваются влево-вправо. Автолюбители путаются на дорогах с реверсивным движением и в многоуровневых развязках, которые невозможно проехать без помощи автонавигатора. Нововведения обосновываются математическими расчетами, которые показывают проценты увеличения пропускной способности дорог и заботой о безопасности движения. А также они приводят к росту числа штрафов. Смотри также:
Подводные камни нового КоАП России (2022 год)

В условиях запутанной организации дорожного движения и наличия "серых" мест в кодексе об административных правонарушениях система видеофиксации превращается в совершенный механизм взимания поборов с автомобилистов. "Человеку свойственно ошибаться" - кто-то ошибается редко, кто-то часто. Но ошибаются все, в том числе все водители. Опытные водители не допускают ошибки, ведущие к авариям - но могут ошибаться по мелочи, если их внимание отвлечено. Система видеофикcации нарушений автоматически выявляет все ошибки и наказывает за них. Ее искусственный интеллект оказывается сильнее и точнее естественного интеллекта человека.

Особенно сильно страдают водители, которые занимаются частным извозом - накладываемые на них штрафы приводят к увеличению стоимости проезда для пассажиров. Особенно неприятно то, что повторное мелкое нарушение в присутствии инспектора ГИБДД приводит к лишению прав - или даже к лишению свободы при опрометчивой попытке дать инспектору взятку. Так водители становятся не только административными нарушителями, но и уголовными преступниками.

Можно ли водить автомобиль безошибочно?

Водителям помогает умная средняя секция современных светофоров, которая не ограничена отображением желтого сигнала. Она также показывает время, оставшееся до завершения красного сигнала и, что особенно важно, зеленого сигнала. Прочитав эту информацию, водитель знает, успевает ли он проехать перекресток до желтого сигнала или надо плавно остановиться, не создавая дорожную ситуацию. На оживленных, оборудованных камерами перекрестках обыкновенно устанавливают именно такие светофоры, но это не является требованием. Установка и модернизация светофоров - долгий, затратный процесс.

Параллельно с модернизацией дорожной техники надо совершенствовать административное законодательство, чтобы оно не приравнивало незначительные нарушения ПДД к серьезным. При нынешних "серых зонах" водителям приходится управлять автомобилем безошибочно в смысле неукоснительного соблюдения ПДД. Что требует повышенного внимания и неторопливой езды.

Но вряд ли даже сверхосторожная езда позволит полностью избежать штрафов от автоматических камер. Можно тысячу раз остановиться вовремя, а в 1001 раз нечаянно заехать на пересечение полос движения и попасть под всевидящее око камеры. Здесь потребуется более сильное решение - искусственному интеллекту системы видеофиксации нарушений можно противопоставить искусственный интеллект "умного автомобиля"!

Техническое зрение ADAS

Мы наслышаны о интеллектуальных системах помощи водителю ADAS (Advanced Driver Assistance System), которые также называют "автопилотами" второго уровня. При всей кажущейся бесполезности сейчас наступает их время. Система распознавания дорожных знаков и сигналов светофора может подсказать водителю правила проезда перекрестка и предупредить его о готовящемся нарушении. Возможно - автоматически притормозить перед стоп-линией, предупредив опрометчивое лихачество со стороны водителя: "тише едешь - дальше будешь". Человек должен сосредоточиться на управлении автомобилем в дорожном потоке, а контроль за соблюдением переусложненных ПДД лучше доверить искусственному интеллекту, работающему без права на ошибку.

Поэтому Автомалиновка думает, что уже в скором будущем умные помощники водителя станут обязательными атрибутами новых автомобилей. А иначе человеку будет трудно сохранить себя за рулем в мире, где все большую роль играет искусственный интеллект.

У нас можно продать или купить старый автомобиль без проблем.

Статьи по теме:
"Умный автомобиль" и ошибки при создании ПО для автомобилей
Берегись беспилотного автомобиля

Автор: sergio99
sergio99
31.12.2022
Дзен Автомалиновки
Комментарии
Водитель 01.01.2023 22:48:01
Ой, запугали... ;) Как надо проезжать перекрестки, объяснили бы?
sergio99 05.01.2023 21:56:23
Изучите ПДД и КоАП улыбка
Написать отзыв



Другие статьи на Автомалиновке

 

Купить авто