Добавить объявление

Автомалиновка / Автостатьи / Авто б/у и комплектующие

О маркировке шин и её особенностях

 
О маркировке шин и её особенностях

На боковой части любых шин размещено большое количество надписей и рисунков. У каждого значка своя функция. Но без подсказки не всегда можно с первого раза сказать, что имеется в виду. Стоит учитывать появление новых маркировок со временем.

Расшифровка маркировки шин

На маркировке представлено действительно большое количество элементов. Вот лишь часть информации, которая может присутствовать на изделиях:

  1. Сезонность, условия эксплуатации.
  2. Уровень защиты.
  3. Назначение.
  4. Указание на индекс скорости.
  5. Индекс по максимальной нагрузке.
  6. Размер покрышки.
  7. Торговые марки, название модели.
  8. Производитель.

И это далеко не полный список.

Размерность шин

Для многих в этом параметре скрывается больше всего вопросов.

Например, рассмотрим шины 225/50 R17 98H на шине Continiental.

Расшифровка имеющихся обозначений может выглядеть следующим образом:

  1. H-индекс скорости. Чем дальше буква в алфавите - тем большую скорость может развивать шина.
  2. 98 - индекс грузоподъёмности. Изделие выдерживает нагрузку до 750 килограмм.
  3. 17 - это диаметр диска в дюймах, на который надевают покрышку - речь идёт о ее центральном отверстии.
  4. R обозначает радиальную конструкцию шин. Иногда указывают букву D, что значит диагональные шины.
  5. 50 - высота профиля, которую измеряют в процентах. Показывает соотношение между высотой и шириной резины.
  6. 225 - ширина протектора в миллиметрах.

Индекс скорости шин

Si - индекс для фиксации максимально возможной безопасной скорости. Это значит, что при соблюдении данного условия заявленные характеристики сохраняются в полном объёме. Задается буквами от В до U, чему соответствуют скорости от 45 до 200 км/час, а также для больших скоростей - H (210 км/ч), V (240 км/ч) и W (270 км/ч) и Y (300 км/ч).

Индекс нагрузки шин

Li - индекс для фиксации максимально возможной безопасной скорости. Изменяется от 0 до 209, чему соответствует нагрузка на шину от 45 до 18500 кг.

Дополнительные обозначения

Иногда название сопровождается дополнительными буквами. Например, сочетание SUV говорит о том, что изделие предназначено для кроссоверов и внедорожников. В этом случае оно отличается большой грузоподъёмностью и боковиной с дополнительным усилением. C - это знак направленности на коммерческие виды транспорта.

Некоторые покрышки варят специально для конкретного автоконцерна. Например, их используют для первичной комплектации на конвейерах или продажи через официальных дилеров.

У летней резины дополнительные маркировки обычно отсутствуют. Но могут присутствовать буквы M+S (Mud+Snow - грязь+снег). Их ставят на покрышках, которые не являются зимними, хотя лучше обычных летних шин подходят для межсезонья. AS или All Season обозначает всесезонные шины для условий мягкой европейской зимы.

Значок снежинки и трех горных пиков точно укажет на изделия, способные выдержать зимние условия.

Картинки с зонтом часто встречаются на шинах премиального сегмента. Это обещает отличные характеристики на мокром асфальте.

А также не шинах может присутствовать информация и максимальном давлении или нагрузке - найдите слова Max pressure и Max load.

Усиленная боковина - решение, которое в последнее время становится всё более популярным. Благодаря этому дополнению можно продолжать путь на несколько десятков километров, даже если давление потеряно из-за прокола. В этом случае есть просто обозначение Run Flat или SSR (Self-Supporting Runflat). Об этих и многих других типах шин написано в нашей статье:
Как правильно эксплуатировать и поддерживать шины на подержанном автомобиле б/у

Дата изготовления

Дата выпуска шины относится к ключевым параметрам для указанных изделий. Требуется внимательно изучать эту информацию, особенно при покупке подержанных шин.

Не рекомендуется ездить на одной резине, если с момента производства прошло больше пяти-шести лет. Законодательно такого запрета нет, но решение будет разумным с точки зрения простой эксплуатации и безопасности для себя, окружающих. Для ссылки на дату указания используют четыре цифры, заключённые в овал, первый две обозначат неделю, последние две - год, например, 3019 - 30 неделя 2019 года.

Подсказки при монтаже

Слова Inside (изнутри) и Outside (снаружи) подскажут, как надо монтировать резину на диск, если она асимметричная. На наружно поверхности должна быть видна только вторая надпись - Outside. Выпускаются разновидности, на которых какие-либо обозначения вообще отсутствуют. Это значит, что гарантирована симметричная работа при любых условиях.

Важное слово Rotation со стрелкой сверху указывает на направление вращение при движении прямым ходом. Если колеса установлены на машину так, что стрелка показывает в обратном направлении, то их надо переставить на другой борт автомобиля.

Индикаторы износа

Буквы TWI указывают, где располагаются метки по критическому износу протектора у шин. Если модель летняя, могут присутствовать дополнения в виде крестиков или капель. По ним видно, что минимальная высота протектора ещё не достигнута, но показатель уже достаточный, чтобы в дождь возникали некоторые сомнения.

На протекторах часто можно увидеть буквы VAI. Их наносят симметрично по плечевым зонам с левой и правой сторон. Если колесо установлено правильно, они абсолютно одинаково меняются по мере дальнейшего износа. Если появились расхождения - рекомендуется посетить стенд сход-развала. Но пока такие технологии применяются только для грузовых шин.

Код Data Matrix для борьбы с серым импортом

Новая разновидность маркировки призвана, чтобы исправить ситуацию с незаконными и полузаконными поставками. Для этого будут применять уникальный код Data Matrix. Для него характерна высокая степень защиты. Считывают его только через несколько слоёв упаковки.

Сообщается, что эту информацию невозможно скопировать и каким-либо образом подделать. Даже при частичном повреждении зашитые сведения будут считываться. При этом каждый покупатель может расшифровать код, достаточно просканировать его с помощью специального мобильного приложения.

Маркировка зарубежных шин

Существует два основных стандарта - европейский и американский. У каждого из них есть определённые отличия, хотя схожих параметров тоже много.

Европейские шины и их обозначения

В этом случае список основных обозначений выглядит следующим образом:

  1. Индексы по нагрузкам и скоростям.
  2. Указание типоразмеров, включая ширину в миллиметрах и высоту профиля вместе с посадочным диаметром и типом конструкции. В случае с грузовыми и низкопрофильными шинами применяют дополнительные обозначения.
  3. Страна-производитель.
  4. Информация о рисунках.
  5. Назначение, особенности и условия эксплуатации.
  6. Наименования торговых марок.

В европейской схеме есть и дополнительная маркировка:

  1. Для типа камер у покрышек.
  2. Индекс нагрузки.
  3. Обозначение производителя.
  4. Количество слоёв компаунда, которые добавлены к протектору и боковине.
  5. Участие в системах сертификации.
  6. Знак для наружных сторон, если это имеет значение.
  7. Отметки о прохождении специальных зимних тестов по качеству сцепления.
  8. Метки о том, что покрышки могут эксплуатироваться по грязи, в условиях зимней каши.

Иногда дополнительно указывают вращение колёс вместе с датой изготовления и износом, пределами усталостности, адгезии.

Начиная с 2012 года на шинах должна присутствовать специальная наклейка. На ней рассказывают о топливной экономичности, сцеплении на мокрой дороге и акустическом комфорте.

  1. Экологичность, т.е. влияние на расход топлива (A-G, как у бытовой техники);
  2. Эффективность сцепления с мокрой дорогой (тоже A-G);
  3. Уровень шума (1-3 тихий-средний-высокий).

Но у нас такой классификацией пока не пользуются и вместо простого изучения параметров приходится обращаться к результатам тестирования шин.

Особенности американских стандартов

В этом случае целевая принадлежность обозначается на боковой поверхности изделий. Это одно из главных отличий от европейского стандарта.

Индекс нагрузки тоже присутствует, но единицей измерения в этом случае будет дюйм. В таких же единицах типоразмеры указываются в случае со внедорожниками. Обязательно наличие параметров, связанных с внутренним диаметром и конструкцией шины, внешним диаметром и шириной покрышек.

Тонкости шинной маркировки

Для указанных изделий часто применяют дополнительные цвета. У каждого из них своё значение.

  1. Личные маркеры проверяющего инспектора выглядят как штампы в виде кругов, либо треугольников белого цвета. Эти специалисты отвечают за финальный осмотр продукции перед тем, как она поступит в продажу.
  2. Идентификация при хранении покрышек организуется с помощью продольных линий на протекторе.
  3. Точки силовой неоднородности фиксируются с помощью красных треугольников и кругов на поверхности. Обычно их наносят на шины в первичной комплектации.
  4. Самые лёгкие участки обозначаются жёлтыми треугольниками или кругами. Когда выполняют балансировку, такую метку надо совместить с самым тяжёлым местом на диске. Так проще добиться оптимального соотношения.

Как уже говорилось, радиальные и диагональные типы изделий обозначаются с помощью букв D, R. Их ставят перед диаметром.  Большая часть шин на рынке - радиальные.

BF Goodrich All-Terrain
Шины BF Goodrich All-Terrain

All-Terrain - шины для внедорожников. Они характеризуются повышенным уровнем шума и расход топлива, но оборудуются грунтозацепами для улучшения сцепления с местностью.

Характеристику Reinforced применяют для легковых шин с повышенной несущей способностью для автомобилей, задействованных при перевозке грузов.

Маркировка покрышек указывает и на сезонность, если это необходимо. В большинстве случаев говорят о трёх типах.

  1. Всесезонные.
  2. Летние.
  3. Без зацепов.
  4. Зимние с шиповкой.

Летние выпускаются с общими обозначениями, никаких дополнительных приёмов для них не требуется. Пиктограммы с изображением солнца говорят о всесезонности. К этой картинке добавляют дождь и снег. Иногда указывают знак Rain, говоря о дождевом классе.

Пиктограмма в виде снежинки характерна для зимних изделий. Благодаря этому становится гораздо проще определить с самого начала, для каких условий подходит та или иная резина.

Рисунок покрышек

Различают ненаправленный, направленный и асимметричный проектор:

  1. Ненаправленный рисунок - универсальный тип, не требующий специальных обозначений. Часто именно такие виды покрышек устанавливают ещё в заводских условиях, для базовых комплектаций.
     
  2. Направленный протектор лучше всего показывает себя на мокрой дороге. Такие конструкции легко отводят воду из контактных пятен, они сводят к минимуму риски, связанные с аквапланированием. Нельзя переставлять колёса без учёта указанного знака.  Иначе велика вероятность создания аварийных ситуаций, даже если осадки незначительные.
     
  3. Асимметричный протектор отличается наличием комбинированного рисунка. Справа идёт часть для дождя, слева - сухая. Это значит, что стороны отличаются друг от друга по жёсткости. Способность воспринимать нагрузку у них тоже разная.

Правильный монтаж шин

Как уже говорилось выше, чтобы облегчить этот процесс, производители используют надписи inside/outside или rotation со стрелкой, другим подобным символом. Благодаря этому проще разобраться с внутренними или внешними боковинами шин, правильными направлениями вращений колёс. В случае с асимметричными и направленными разновидностями это особенно важно.

Омологирование

Если присутствует маркировка омологированных шин - значит, они выпускались для конкретных авто. Например, для Мерседесов или Тойот. При выборе важно учитывать наличие этого индекса.

Run Flat
Усиление боковыины на шине RunFlat

Технологии

Производители дополнительно применяют разные технологии, направленные на защиту от проколов. Для этого тоже используют разные буквенные сочетания. Например, для шин RunFlat (ранфлет) - RF, RFT, MOE, AOE, SSR, EMT, ZP. Благодаря этой технологии водитель может продолжать движение, даже если часть давления утрачена. Главное - чтобы скорость была не выше 80 километров в час.

Некоторые компании применяют собственные обозначения для указания на важные моменты, связанные с производством или условиями эксплуатации.

Место изготовления?

"Made in..." - надпись, которую легко найти на упаковке любой фирменной продукции, покрышки не стали исключением из этого правила. Но страна изготовления не всегда такая же, что и родина бренда. Наоборот, локалирзация производства выгодна в современных условиях. Чем ближе заводы к потребителям - тем лучше.

Поэтому шины, выпущенные в России или на территории Китая, практически во всех случаях не уступают оригинальной продукции из Японии или Европы. Заводы третьих стран тоже часто отличаются современными видами оборудования и контролем на производстве. В итоге качество продукции только выигрывает.

Особенности сертификации

Шина относится к деталям, которые прямо связаны с безопасностью транспортных средств. Поэтому и процедура международной сертификации становится обязательной. Значит, на упаковке должно присутствовать либо обозначение DOT, связанное с американской системой, либо E - это европейская система. На боковой части покрышки размещают информацию относительно того, какая именно страна отвечала за выдачу европейского сертификата, какой номер присвоили документу в том или ином случае.

Например, сначала идёт буква E, а за ней цифры от 1 до 48. Именно ими обозначают цифры согласно действующему классификатору. Допустима ситуация, когда на изделиях присутствует сразу две разновидности маркировок.

Определение износа шин

Остаточная глубина протектора - основной показатель в данном случае. Закон говорит о том, что в случае с зимними изделиями цифра должна находиться в пределах 4 миллиметров. Для лета достаточно 1,6 миллиметров.

Для измерения пользуются обычными линейками, либо специальными цифровыми приборами. Но есть и другие виды индикаторов:

  1. Символы или контрольные цифры, расположенные на шашках протекторов. Их выдавливают на определённую глубину. По мере дальнейшей эксплуатации обозначения могут исчезать по очереди. Когда изображения дойдут до последнего символа - значит, глубина протектора достигла критической отметки.
  2. Вставки в канавках с минимально допустимой высотой. Шину точно нужно менять, если протектор износился на одном уровне с этой вставкой.

При неправильной установке протектор сильнее шумит и хуже отводит воду, пострадает сцепление с дорогой в целом.

Установка и эксплуатация подходящих типов шин

Лучший вариант - когда совпадают все характеристики у всех шин, установленных на транспорте:

  1. Производитель.
  2. Конструкция.
  3. Размер.
  4. Модель.

Некоторые рисунки протекторов могут показаться почти одинаковыми, но у каждой модели есть свои свойства, которые присущи только ей. Правила дорожного движения допускают использование очень похожих рисунков, которые только немного отличаются друг друга. Но в критических ситуациях подобный подход негативно влияет на управление.

Рекомендуют точно отказываться от следующих комбинаций в устройстве:

  1. Когда впереди новые шины, а сзади - полностью изношенные, либо противоположная ситуация.
  2. На ведущей оси шипованные шины, а сзади без дополнительных элементов.
  3. Низкопрофильные конструкции впереди, высокопрофильные сзади.

Первые два решения считаются особенно опасными, поскольку они часто приводят к заносам и ДТП, тем более - когда речь идёт о езде по влажному, обледенелому асфальту.

Химический состав у шин часто отличается, даже в пределах одной и то же разновидности. Рисунок протектора и внутренние конструкции тоже бывают разными. Ведь невозможно изготовить только одно изделие, которое бы обладало идеальными характеристиками вне зависимости от условий окружающей среды.

Поэтому, например, выпускаются шины с определённым назначением. Это значит, что лучше всего в конструкции развиваются максимум одно-два свойства. Главное - чтобы это не было в ущерб другим характеристикам. Производитель заранее указывает, на чём он именно делал акцент в том или ином случае.

Поэтому при выборе надо с самого начала определить, какая именно характеристика будет самой важной для использования на ежедневной основе. Управляемость и устойчивость автомобилей часто зависят от серии профиля или высоты этой же части. Некоторые предпочитают подбирать все конструкции из одной партии, чтобы не было даже малейших отклонений. В этом случае рекомендуется обращать внимание на сертификат производителя. Важно, чтобы он совпадал на всех частях комплекта.

Выводы

Недостаточно учитывать только типоразмер и производителя, чтобы правильно выбрать шины для своего автомобиля. Требуется принимать во внимание и другие параметры вроде скоростных режимов, допустимых нагрузок, конструктивных особенностей и сезонности. На боковине располагается вся необходимая информация, чтобы покупателям легче было разобраться с этим вопросом. Благодаря этому проще быть уверенными в своих решениях вне зависимости от обстоятельств.

Автор: Марцелла
17.05.2022
Дзен Автомалиновки
Комментарии



Другие статьи на Автомалиновке

 


Audi BMW Chevrolet Citroen DTM Ferrari Fiat Ford Geely Honda Hyundai Hyundai Santa Fe Iveco Jeep Kia Lada Land Rover Lexus Mazda McLaren Mercedes Mitsubishi Mitsubishi Outlander Nissan Opel Peugeot Pirelli Porsche Red Bull Renault Skoda Suzuki Tatra Toyota UAZ Volkswagen Volvo Williams Абу-Даби Барселона Бахрейн Валттери Боттас Виталий Петров Дакар Даниил Квят Даниэль Риккардо Интерлагос КамАЗ Кими Райкконен Льюис Хэмилтон Малайзия Мельбурн Мехико Монако Монреаль Монца Нико Росберг Остин Себастьян Феттель Сильверстоун Сингапур Сочи Спа Сузука Фелипе Масса Формула-1 Формула-Е Хоккенхаймринг Хунгароринг Шанхай Шпильберг авто б/у автогонки автодом автопилот автоспорт амфибия аэромобиль безопасность внедорожник водород гибрид кабриолет концепт космический корабль космос кросс-купе кроссовер купе летающая машина летающий автомобиль лифтбек маз минивэн мотоцикл пикап полезные советы ракета ралли регламент ситикар спорткар суперкар топливные элементы трансляция трансформер универсал шины экология электромобиль