Танки грязи не боятся: миникроссовер-электромобиль Кама-1
Кроссовер-электрокар Кама-1
статья выходного дня
Новые кроссоверы 2020 года создаются и в России. И это не обычные кроссоверы, а электромобили! Санкт-Петербургский политехнический университет (СПбПУ) представил автоновинку-2020 - передсерийный образец электромобиля Кама-1, который, судя по его названию, предназначен для производства на КамАЗе. Действительно, образец мини-кроссовера создавался в сотрудничестве с известным предприятием и по его заказу. Презентацию этого мини-кроссовера проводили министр образования РФ Валерий Фальков и генеральный директор КамАЗа Сергей Когогин.
Технические характеристики смарт-кроссовера Кама-1
Электромобиль Кама-1 относится к сверхмалому классу ситикаров. Он имеет три двери, четыре посадочных места и развивает скорость до 150 км/час.
Габариты нового электромобиля - кроссовера Кама-1
Длина электромобиля - 3.4 метра, ширина - 1.7 метра, выcота - 1.6 метра. Колесная база - 2.1 метра. Дорожный просвет составляет 160 мм, также наличествует пластиковый обвес и широкие шины 205/45 R17, которые должны придать электромобилю статус кроссовера. Создатели так его и называют - смарт-кроссовер. Но поскольку слово смарт-кроссовер отсылает нас с продукции Daimler AG, то Автомалиновке больше нравится термин "кросс-кар" или "сити-кар". Или "миникроссовер".
Силовая установка нового электромобиля - миникроссовера Кама-1
Электромотор у миникроссовера только один на задней оси, зато мощный - в номинале 80 кВт, в пиковом режиме - 160 кВт, или 218 л.c. c крутящим моментом 305 Нм. Разгон до 100 км/час занимает 6.8 секунд, прямо-таки ураганная динамика, как у BMW X4! Здесь пригождаются широкие шины, которые вцепляются в асфальт без пробуксовки. Задняя подвеска электрокара тоже под стать - многорычажная. Концепция шасси электромобиля, как утверждается, пригодна для создания электромобилей самого различного класса, вплоть до небольших автобусов.
Масса маленького кроссовера составляет 1.3 тонны. Аккумуляторная батарея емкостью 33 кВт*ч обеспечивает пробег до 250 км и работает при температуре до -50 градусов. Как же зарядить электромобиль? Зарядка батареи на терминале занимает 20 минут c 20% до 80%, от бытовой розетки - всего 6 часов.
Конкуренты и перспективы миникроссовера-электромобиля Кама-1
Электромобиль Кама-1 стал третьим из числа "первых российских микроэлектромобилей", представленных в 2020 году. До него были объявлены такие мини-электромобили 2020 года:
Оригинальная тольяттинская Zetta City Modul 1, которую обещают выпустить как в переднеприводном, так и полноприводном вариантах.
Электромобиль - ситикар Ардерия ТС2 быстрее всех подошел к серийному выпуску, поскольку уже получил сертификат ОТТС. В ноябре первую партию электроситикаров Arderia обещали передать на дорожные испытания в местную ППС для патрулирования парков. Подготавливается выпуск предсерийной партии "Зетты". Но эти электромобили от народных изобретателей сертифицируются по упрощенной схеме, как тяжелые квадроциклы категории L7. В отличие от них, Кама-1, благодаря возможностям КамАЗа, обещает стать полноценным автомобилем - а не каким-то "четрехколесным мотоциклом"!
Посмотрим, что обещает нам электрическая наследница "Оки" по сравнению со своими менее именитыми соперницами:
число мест и
объем багажника
л
размеры
м
вес
кг
мотор
кВт
акб
кВт*ч
скорость
км/ч
пробег
км
стоимость
тыс. руб
Ардерия ТС2
2
460
2.8
1.6
1.6
545
+акб
5
7.2
60
100
400
+акб
Zetta City
Modul 1
4
180
3.0
1.8
1.6
400
+акб
15
10
22
120
180
360
550
750
Кама-1
4
3.4
1.7
1.6
1300
80
32
150
250
1200
Как мы видим, Кама-1 - автомобиль более высокого класса. А также для этого маленького и бюджетного семейного кроссовера создают современные электронные помощники автопилотирования - адаптивный круиз-контроль, систему контроля полосы движения и систему автоматической парковки. В перспективе обещают на электромобиль установить автопилот 3 и или даже 4 уровня по SAE, способный вести машину без участия водителя. КамАЗ известен своими новыми разработками в системах беспилотного вождения. Так что возможно в будущем этот бюджетный кроссовер - электромобиль 2020 года станет беспилотником!
СПбПУ и КамАЗ предлагают нам не просто электромобиль, а электромобиль от известного бренда с фирменным дизайном, высоким качеством отделки, надежностью, гарантиями и развитой сетью технической поддержки. Только представите себе - вы приезжаете на своем электромобиле-кроссовере в СТО и вас встречают как настоящий КамАЗ, который "грязи не боится". Вы хотели себе внедорожный КамАЗ, но не восьмиосный, а поменьше? Вот он - Кама-1! Да еще он - бюджетный кроссовер, маленький по размеру!
Вес и цена бюджетного электромобиля-кроссовера Кама-1
Но есть и основания для опасений. Конкуренты нового электромобиля-кроссовера Камы-1 также ориентированы на применение в cфере доставки и каршеринга. При этом они всеми способами снижают вес бюджетного электромобиля - пусть даже ценой его сертификации в классе квадроциклов и экономят на емкости и цене аккумуляторной батареи. Доставщику пиццы неважно, как классифицируется его транспортное средство, лишь бы оно стоило подешевле и было в закрытом от непогоды кузове! Очень важно, что и у "Зетты" и у "Ардерии" есть всесторонне проработанные концепции улучшения ключевого для электромобиля соотношения "стоимость-пробег".
Интерьер кроссовера-электрокара Кама-1 (drom.ru)
Что касается электромобиля-ситикара Кама-1, то обращает на себя внимание его большой вес. Чтобы привести тяжелый электромобиль в движение и обеспечить приличный пробег, на шасси приходится размещать емкую и дорогую аккумуляторную батарею, которая весит 400 кг. Как результат - стоимость заводского электрокара оказывается в 2 раза больше, чем обещают нам "народные умельцы". Это может стать проблемой, как в первом российском электромобиле Lada El Lada, которая так и не нашел своего покупателя. В июле 2020 года пробная партия этих тольяттинских электромобилей распродавалась АвтоВАЗом оптом по половинной цене.
Следует учитывать то, что этим летом в России объявлено о программе государственного субсидирования отечественных электрокаров с 25% скидкой, так что базовая цена электромобиля-кроссовера Кама-1 для покупателя окажется заведомо меньше пугающего миллиона. Кроссовер до миллиона рублей - ведь это вполне приемлемо? Хочется думать, что электромобили-кроссоверы в России станут дешевле западных аналогов и будут действительно бюджетными семейными электромобилями.
Но будут ли производить Каму-1, или она так и останется предсерийным образцом? В сентябре 2020 года, комментируя первые неофициальные фотографии нового российского ситикара, пресс-секретарь КамАЗа Олег Афанасьев сообщил: "...разработка легкового электромобиля – не более чем одно из наших направлений научно-исследовательской деятельности, среди которых наиболее важными и первостепенными для нас являются разработки в области грузового и пассажирского электротранспорта. Вопрос производства легковых автомобилей на КАМАЗе в настоящий момент не рассматривается".
Достоинства миникроссовера - электромобиля Кама-1
Прочный (надо полагать) стальной кузов с заменяемыми пластиковыми накладками.
Большие (в сравнении с конкурентами) размеры.
Солидный внешний вид, как у маленького кроссовера.
Мощный мотор и отличная динамика.
Передние сиденья с боковой поддержкой.
Внедорожная подвеска.
Недостатки кроссовера - электромобиля Кама-1
Большой вес. Создатели говорят, что его можно снизить его на 150-200 кг, что немного противоречит утверждению, что Кама-1 - это уже предсерийный образец. А также надо заменить на российский силовой блок (инвертор, мотор и редуктор), который для нынешнего варианта электромобиля заказали в Китае.
Емкая и дорогая аккумуляторная батарея, также китайского производства.
Относительно высокая цена.
Оригинальные решения маленького кроссовера - электрокара Кама-1
Планшет 9" на рулевом колесе мини-электромобиля, закрепленный на неподвижной ступице и совмещающий функции приборной панели и мультимедийной системы. Похоже, что единственная аппаратная кнопка, оставшаяся на панели приборов Камы-1 - это кнопка запуска системы. Дополнительно электрокар оснащается проекционным дисплеем.
Видео-обзор электромобиля-ситикара Кама-1
Экономика и экология электромобилей
Ценовая проблематика использования электромобилей обсуждается в наших статьях серии "Экономика и экология электромобилей":