Добавить объявление

Автостатьи на Автомалиновке

Электромобили большие и маленькие

 
Проект дизель-троллейвоза БелАЗ-7530Е

Повсеместный перевод колесного транспорта на электрическую тягу становится основным трендом будущего десятилетия и охватывает технику самого различного масштаба. О самых маленьких электромобилях мы подробно написали в статье про электрокар Zetta, а теперь речь пойдет об самых больших автомобилях - карьерных самосвалах.

Электрическая трансмиссия

Большегрузные карьерные самосвалы являются пионерами в области применения электротяги. Произошло это вовсе не от стремления улучшить экологию в карьере, а по чисто техническим причинам. Применяемая в данной технике гидротрансмиссия имеет проблемы масштабирования мощности. По мере увеличения грузоподъемности самосвалов страдает надежность конструкции гидротрансмиссии и снижается эффективность ее работы. Из-за этого большегрузные самосвалы стали делать с электрической трансмиссией - по схеме с электромоторами на колесах и мощными генераторами, подключенными к дизельному двигателю. БелАЗ, являющийся мировым лидером по производству большегрузных карьерных самосвалов применяет электротрансмиссию, начиная с грузоподъемности в 90 тонн.

По КПД электрическая трансмиссии уступает механической, поскольку в ней присутствуют лишние преобразования энергии. Но в карьерных самосвалах особо большой грузоподъемности она является безальтернативным решением. Один из решающих факторов - это проблема торможения на затяжных спусках, которая в электрической трансмиссии делается в генераторном режиме путем рассеивания энергии на оснащенных вентиляторами балластных резисторах. Обычные гидравлические тормоза в таких условиях закипают через полкилометра, а электрические - справляются.

Рекуперация энергии в суперконденсаторах

Батарея суперконденсаторов
Батарея суперконденсаторов

Еще в 2003 году в Институте горного дела на Урале предложили использовать в карьерных самосвалах БелАЗ рекуперативное торможение на суперконденсаторах.

Движение самосвала с грузом при подъеме из карьера осуществляется за счет основного дизельного мотора, а движение на горизонте и маневрирование при погрузке-разгрузке - за счет энергии, запасенной в суперконденаторах. Зарядка суперконденсаторов выполняется при спуске порожнего самосвала в карьер.

Сохранение энергии торможения в конденсаторах, масса которых составляет всего 1.5% от массы самосвала, позволяет обеспечить полукилометровый пробег с выключенным дизельным мотором - это экономит ресурс силовой установки и позволяет снизить расход дизельного топлива в типичных условия использования на 10%. Срок службы батареи суперконденсаторов составляет 15 лет.

Применение суперконденсаторов ограничивается их небольшой емкостью, что не позволяет отказаться от использования мощного дизельного мотора - который остается основным источником энергии.

Проекты дизель-троллейвоза и электросамосвалов БелАЗ

C 2018 года на БелАЗе возобновилась программа создания дизель-троллейвозов - карьерных самосвалов, которые в дополнение к дизельному мотору использующих дополнительный внешний источник электроэнергии. Съем энергии выполняется пантографами, как на троллейбусе. Проект экспериментального дизель-троллейвоза грузоподъемностью 240 тонн позволяет снизить расход солярки на 80% и вдвое увеличить скорость подъема с грузом. Дизельный двигатель малой мощности при этом применяется для маневрирования в зонах погрузки-выгрузки и на спуске.

Следующим логическим шагом является являет отказ от дизель-генератора в пользу аккумуляторных батарей. Окончательный перевод на электротягу прорабатывается совместно с производителем Li-Ion аккумуляторов - российским "Лиотехом". Модернизации будет заключаться замене дизельного двигателя на блоки аккумуляторных батарей, замене силовых шкафов, управления и доработке программного обеспечения. Ей подвергнутся самосвалы с электрической трансмиссией грузоподъемностью 90 тонн и более - это будут самые тяжелые в мире электромобили! Помимо электросамосвалов c нулевыми выбросами, на электротягу будут переводиться подземные погрузочно-доставочные машины, приспособленные для работы в условиях закрытых разработок.

Экономическая сторона перевода на электротягу

Электросамосвал eDumper
Электросамосвал eDumper

Чувствительным вопросом является экономическая сторона использования электросамосвалов. С одной стороны, аккумуляторы позволяют запасать энергию торможения, которая сейчас впустую сбрасывается в балластных резисторах. Материал на эту тему с обсуждением швейцарского электросамосвала eDumper на базе Komatsu только что появился на Автомалиновке. А с другой стороны, аккумуляторы увеличивают вес карьерного самосвала на несколько тонн и стоят дорого. Важные инженерно-коммерческие аспекты перевода самосвалов на электротягу подробно обсуждаются в интересной статье НПФ Вектор.

Так появится ли у нас огромные электрические самосвалы? Интерес к электрической карьерной технике растет во всем мире, многое будет зависеть от характеристик аккумуляторных батарей - увеличения их удельной емкости скорости зарядки и долговечности, а также снижения издержек производства. Многое, но не все. Эффективность электромобилей зависит от применяемых в них технических решений, который могут быть более или менее консервативными. В этом смысле интересно, что предлагаемые инновации подобны как в больших машинах БелАЗ, так и в маленьких городских электромобильчиках Zetta, со ссылки на обсуждение которых мы начинали эту статью. От великого до малого - один шаг... И везде ключевым вопросом становится энергетическая эффективность электрической техники в сравнении с техникой, основанной на традиционном ДВС.


Вы хотите иметь уникальное "Зеркало-бортовой компьютер" на своем авто?

Прямо с нашего сайта Вы можете заказать его! Что это за зеркало?

"Fugicar FC8 зеркало-бортовой компьютер" это супер-функциональный видеорегистратор для записи всего, что происходит на дороге. Обладает объединенной системой камеры и стандартного зеркала заднего вида.

Но это не только видеорегистратор, но еще и небольшой мультимедийный центр! При этом он совершенно не мешает обзору и позволяет удобно внедрить систему видеорегистрации в Ваше авто! Эту уникальную вещь можно

ЗАКАЗАТЬ СЕЙЧАС

Автор: sergio99
09.09.2019
Подписаться на канал Автомалиновки



Новости про БелАЗ на
Автомалиновке


  Статьи про БелАЗ на
Автомалиновке


не найдены


Другие статьи на Автомалиновке

 


AMG Acura AeroMobil Alfa Romeo Audi BMW Cadillac Chery Chevrolet Chrysler Citroen DTM Dodge Ferrari Fiat Force India Ford Geely Honda Hyundai Hyundai Santa Fe Infiniti Iveco Jaguar Jeep Kia Lada Land Rover Lexus Lotus Marussia Mazda McLaren Mercedes Mitsubishi Mitsubishi Outlander Nissan Nissan X-Trail Opel Peugeot Pirelli Porsche Range Rover Red Bull Renault Rolls-Royce SEAT Skoda SsangYong Subaru Suzuki Suzuki SX4 Tesla Toro Rosso Toyota UAZ Volkswagen Volkswagen Golf Volvo WEC Williams Абу-Даби Баку Барселона Бахрейн БелДжи ВАЗ Валттери Боттас Виталий Петров Дакар Даниил Квят Даниэль Риккардо Жан-Эрик Вернь Интерлагос КамАЗ Кевин Магнуссен Кими Райкконен Луна Льюис Хэмилтон Малайзия Марко Виттман Мельбурн Мехико Монако Монреаль Монца Нико Росберг Остин Себастьян Буэми Себастьян Феттель Сергей Вязович Серхио Перес Сильверстоун Сингапур Сочи Спа Сузука УАЗ Фелипе Масса Фернандо Алонсо Формула-1 Формула-Е Херес Хоккенхаймринг Хунгароринг Шанхай Шпильберг авто б/у автобус автогонки автодом автопилот авторынок Беларуси автоспорт аэромобиль беспилотник беспилотный автомобиль внедорожник водород вуди гибрид кабриолет концепт космический корабль космос кросс-купе кроссовер купе летающая машина летающий автомобиль летающий мотоцикл луноход маз мотоцикл пикап полезные советы ракета ралли родстер ситикар солнечные батареи спорткар спорткупе суперкар топливные элементы трансляция трансформер шины экология электромобиль