Добавить объявление

Автомалиновка / Автостатьи / Аэромобили

Аэромобили c воздушным винтом. Созданные ездить по земле. Часть 1

 
Аэромобиль Helica Марселя Лейя 1919 года
Аэромобиль Helica Марселя Лейя 1919 года

статья выходного дня

Мы в своих статьях на нашем сайте много писали о разных интересных и эксклюзивных авто - это и летающие автомобили, и водоплавающие автомобили, и различные электрокары и даже летающие мотоциклы, летающие доски и велосипеды и даже - летающее кресло! А какой же необычный вид автомобилей мы еще не затронули вниманием в наших статьях? А вот какой - аэромобили с воздушным винтом. Такое название этих автомобилей наводит на мысли что они - то как раз и есть летающие? Но оказывается, это не всегда так. В начале XX века эта своеобразная техника предназначалась только для поездок по земле.

На Автомалиновке можно продать автомобиль б/у вмиг и надежно, с выгодой.

Содержание

1. Почему появились наземные аэромобили?
2. Аэромобиль Пеннингтона 1896 года
3. Аэромобиль Wind Wagon от американской компании Willys-Overland
4. Аэромобиль ABC Motors, созданный в Англии
5. Аэромобиль Auto Aero, созданный во Франции графом де Лессепс
6. Аэромобиль для Марокко
7. Первые аэромобили французского изобретателя Марселя Лейя
8. Аэромобиль Helica 2Е с открытым кузовом Марселя Лейя
9. Аэромобиль Helica 2Н с закрытым кузовом Марселя Лейя
10. Аэромобиль французского изобретателя Полэна Ратье
11. Аэромобиль канадского инженера Джорджа МакЛоглина
12. Аэроповозка НАМИ
13. Почему исчезли наземные аэромобили?

Почему появились наземные аэромобили?

Аэромобили не имели привода на колеса и их движение осуществлялось при помощи винта - пропеллера, расположенного сзади или спереди. Сродни вертолету, гонимого потоками движущегося воздуха, эти автомобили все-таки перемещались только по земле и подняться в воздух они не могли. Да - это конечно не летающие автомобили, а простые наземные. Но скорость их была очень даже не плохой!

По конструкции аэромобили с воздушным винтом были гибридом автомобиля и аэроплана, и за счет движущего винта - пропеллера имели более простую и легкую по тем временам конструкцию - легкое шасси и простой мотор воздушного охлаждения для вращения винта. Не надо ставить на машину тяжелую коробку передач, карданный вал, дифференциал - вместо всего этого прикрутили к тележке мотор с пропеллером, крутанули и поехали! Шумно, зато дешево и сердито.

Аэромобиль Пеннингтона 1896 года

Первый аэромобиль с мотором и винтом создал американский инженер Эдвард Пеннингтон, еще в 1896 году. Пеннингтон занимался созданием первых мотоциклов - ему, к слову, приписывают изобретение самого слова "мотоцикл", а также накачанных воздухом шин. И он же показал публике мотоцикл с вращающимся пропеллером, который считается первым в истории аэромобилем - упоминание об этом историческом событии имеется в отчете о моторшоу, которое проходило в лондонском Сиденхеме. Фото данного мотоцикла с винтом нам, с сожалению, найти не удалось - поэтому предлагаем фото мотоцикла от того же изобретателя с приводом на заднее колесо.

Мотоцикл Пеннингтона
Мотоцикл Пеннингтона 1896 года

Конечно, начало создания аэромобилей с пропеллером совпало с началом строительства первых легких самолетов. Их создавали авиаторы, автогонщики, в общем - попросту энтузиасты, впервые понявшие принцип такого движения и они испытывали свои создания на дорогах, находящихся вдалеке от городов и больших магистралей.

Аэромобиль Wind Wagon от американской компании Willys-Overland

Аэромобиль Wind Wagon
Аэромобиль Willys-Overland Wind Wagon

В 2010 году в небезызвестной американской компании Willys-Overland построили гоночный аэромобиль Wind Wagon с двигателем мощностью 40 лошадиных сил, приводом на задние колеса и дополнительным задним пропеллером, который помогал разогнать авто до нужной скорости. Этот необычный аэромобиль испытали в Индианаполисе, где он обогнал... нет, не другой гоночный автомобиль - аэроплан братьев Райт! При отключенном приводе на колеса, т.е. только под пропеллером Wind Wagon показал среднюю скорость на круге в 53 мили в час (85 км в час).

После триумфальной победы над аэропланом аэромобиль Wind Wagon много путешествовал по Америке, но, как правило, не по дорогам, а водным путем на катере, который он сам же приводил в движении своим мощным воздушным винтом. Поскольку на дорогах общего пользования возникла одна досадная проблема - шум от аэромотора пугал лошадей.

Аэромобиль ABC Motors, созданный в Англии

Аэромобиль ABC
Аэромобиль ABC Motors, созданный в Англии

Через год, в 1911 году в британской моторостроительной компании ABC Motors создали аэромобиль, имевший простое шасси с установленным сзади тяжелым авиамотором мощностью в 80 л.c. и пропеллером с 2-мя лопастями. Такой аэромобиль мог уже достигнуть скорости 100 километров в час, которая по тем временам считалась умопомрачительной. Но назначение аэромобиля состояло вовсе не в том, чтобы гонять по дорогам, наводя ужас на случайных прохожих, а в том, чтобы испытывать на наземном треке авиационные пропеллеры. А на дороге аэромобиль ABC можно было встретить только рано утром по пути на трек.

Аэромобиль Auto Aero, созданный во Франции графом де Лессепс

Аэромобиль Auto Aero
Аэромобиль Auto Aero, созданный во Франции

Еще через год, в 1912 году во Франции граф Бертран де Лессепс создал из обыкновенного легкового автомобиля аэромобиль Auto Aero, также с винтом сзади, приводившийся в движении мотором, вмонтированным в шасси автомобиля. Данный аэромобиль проехал уже довольно солидное расстояние в 400 км, причем не по треку, а по дорогам. Вообще, дела с аэромобилями на дорогах Франции обстояли намного проще, чем в англоговорящих странах - то ли французские лошадки и прохожие были не такие пугливые, то ли регулирующие органы не обращали внимания на их страхи.

Аэромобиль для Марокко

Аэромобиль для патрулирования
Аэромобиль для патрулирования колониальных владений

Этот чудный аэромобиль, скорее похожий на ветряную мельницу, чем на машину, был построен в 1913 году и применялся французской армией для патрулирования пустынных районов Марокко и Алжира. Удивительно, что скорость армейской "ветряной мельницы" была весьма немалой - 80 км/час.

Первые аэромобили французского изобретателя Марселя Лейя

В 1913 году француз Марсель Лейя, бывший летчик и основатель аэромобильной фирмы Leyat построил свой первый аэромобиль Helicycle, похожий на аэроплан, но без крыльев. Всего колес у него имелось три, где-то на крыше размещался авиамотор в 2 цилиндра, объемом всего 1 литр. Впереди у аэромобиля был приделан простой воздушный винт без защиты, что не исключало попадания в него мелких предметов при быстром вращении. Второй вариант этого эксклюзивного аэромобиля уже имел винт в специальном твердом кольце для его защиты от засасывания предметов. А в конце десятилетия появилась модель с двумя колесами на задней оси для большей устойчивости - Helica.

Аэромобиль Helica 2Е с открытым кузовом Марселя Лейя

Аэромобиль Helica 2Е с открытым кузовом
Аэромобиль Helica 2Е с открытым кузовом

В 1919-1921 годах изобретатель Марсель Лейя создал две улучшенные версии своих аэромобилей Helica. Кузов их был легкий и деревянный, сродни самолетному с двумя местами, расположенными "вагончиком" друг за другом. Версия Helica 2Е не имела дверей и залезать в нее надо было сверху. Впереди был установлен двухцилиндровый мотор мощностью 8 лошадиных сил. Передние колеса были снабжены тормозами, а задняя ось вращалась вокруг своей оси с помощью руля этого чудо-аэромобиля.

Аэромобиль Helica 2Н с закрытым кузовом Марселя Лейя

Аэромобиль Helica 2Н с закрытым кузовом
Аэромобиль Helica 2Е с закрытым кузовом

Также были созданы по аналогии с открытыми аэромобилями и закрытые аэромобили - Helica 2Н, винты которых были защищены кольцами, имели закрытый кузов с окнами - лобовыми и боковыми и даже имели две двери. Такие аэромобили оснащались моторами в три цилиндра и мощностью 30 лошадиных сил. Это были суперлегкие машины, весившие всего каких-то 250-300 кг, и они имели максимум скорости - 80 км в час. Легкость аэромобилей с воздушным винтом достигалась путем применения специально тщательно просушенной древесины кузова и не тяжелых небольших узлов конструкции. Расход топлива у аэромобилей Helica 2Н был всего 8 литров на каждые 100 километров!

"Хелики" выпускались кустарным образом, всего в количестве 30 штук. Эксклюзивные экземпляры этих наземных аэромобилей сохранились до сих пор, и их можно увидеть в музеях разных стран. Если посмотреть на эти древние аэромобили, то можно увидеть маленькие слюдяные оконца, скрипучие дверки, и сквозь окна виднеются подвесные старые кожаные кресла, примитивные ремешки на простейшем руле, потрескавшийся деревянный кузов. Хорошо что сохранились такие экспонаты! Причем один из экспонатов, а именно Helica 2H - движущийся, который в 2000-x годах показывали на фестивале скорости в Гудвуде.

Аэромобиль Helica 2Н с закрытым кузовом
Аэромобиль Helica 2Н на фестивале скорости в Гудвуде

Марсель Лейя продолжал работать над своими аэромобилями до 1927 года, итог его разработок - трехколесный аэромобиль, имевший максимум скорости в 171 км в час! А затем, наездившись по земле, он он снова переключился на авиацию.

Аэромобиль французского изобретателя Полэна Ратье

Аэромобиль Полэна Ратье
Аэромобиль изобретателя Полэна Ратье

В 1923 году французский изобретатель Полэн Ратье, владелец компании Ratier и механик компании Пол Дрептин построили гоночный аэрокар с передним воздушным винтом и корпусом, напоминающим сигару, имевший тормоза на всех колесах и авиамотор в 70 лошадиных сил. Аэромобиль имел комбинированный провод на винт и колеса, вес его был немалый - тонна, а максимум скорости - 130 километров в час.

Аэромобиль канадского инженера Джорджа МакЛоглина

Аэромобиль Джорджа МакЛоглина
Аэромобиль инженера Джорджа МакЛоглина

Также в Канаде инженер Джордж МакЛоглин построил эксклюзивный аэромобиль с толкающим винтом, за основу которого было взято шасси легковушки Buick. Это было в 1926 году.

Аэроповозка НАМИ

Аэроповозка НАМИ
Аэроповозка НАМИ, созданная в СССР

Как мы видим, в основном в странах Европы и Америки строили различные аэромобили интересных и необычных конструкций. А как же Советский Союз - он то принимал участие в таком начинании? Посмотрим на архивное фото Научного автомоторного института в Москве того же 1926 года. И что мы видим - простая деревянная телега с четырьмя колесами? С авиамотором в 5 цилиндров, приводящим в движение пропеллер, установленный на телеге сзади. Так что вот и деревянная телега с пропеллером могла бы поехать - да с ветерком и без лошадок! Видимо планировалось и деревенские повозки перевести на самолетные винты! Значит и до России дошло поветрие и мода на наземные аэромобили с воздушным винтом!

Но так получилось, что в серию данная аэротелега не пошла. Пятицилиндровый авиамотор создавался для установки на знаменитых ночных бомбардировщиках У-2. Что же касается телеги... То ли она была всего лишь частью испытательного стенда, то ли в самом деле поездила под авиамотором с ветерком? Об этом теперь можно только догадываться.

Почему исчезли наземные аэромобили?

Практически все аэромобили остались только в прошлом. Поток воздуха от вращающихся лопастей создавал очень сильный ветер, который мог сбить с ног прохожего, от шума закладывало уши подходящего к агрегату человека или находящегося недалеко от него. Плохая маневренность на больших скоростях, шум, вихри от винта предопределили судьбу аэромобилей с воздушным винтом: они исчезли в прошлом и их старинные образцы обретаются в музеях разных стран мира.

Мы рассказали о аэромобилях начала XX века, о предвоенных и послевоенных аэромобилях читайте в нашей следующей статье.
Продолжение следует

Все статьи про аэромобили

Автор: Марцелла
Марцелла
29.01.2018 - 29.01.2024
Дзен Автомалиновки
Комментарии



Другие статьи на Автомалиновке

 

Купить авто