Добавить объявление

Автомалиновка / Автостатьи / Гибриды / Экология

Автомобили будущего сегодня, часть 5: водород

 
Водородный автомобиль Toyota Mirai

статья выходного дня

Изучение электрического люкс-класса в предыдущей части статьи мы закончили упоминанием о топливных элементах. Остановимся на этом важном вопросе более подробно.

Аккумуляторы, которые применяются в современных электромобилях, обладают невысокой энергоемкостью. Так, например, вес аккумулятора в культовом электрокаре Tesla Model S составляет 540 кг, при этом обеспечивается пробег не больше, чем у обыкновенных бензиновых автомобилей. Понятно, что возить с собой полутонную АКБ накладно с экономической точки зрения. Поэтому в обычные, а не культовые электромобили ставят более легкие батареи из расчета 1 кг веса = 1 км пробега. Такой автомобиль приходится заряжать, как гаджет - 1, а то и 2 раза в день.

Инженеры ищут способы обеспечить автомобильной технике большую автономность. Но уже привычные бензин-электрические гибриды рассматриваются ими, как временная мера. Производители понимают, что экологи доберутся со своими нормами вредных выбросов и до этой компромиссной технологии. Поэтому пионер гибридных автомобилей - компания Toyota внедряет водородное топливо, которое призвано заменить бензин.

9. Водородные топливные элементы

Водород является самым энергоемким в расчете на единицу массы горючим - теплота его сгорания в примерно в 2.5 раза выше, чем у метана и бензина. Он же является наиболее экологичным, потому что химическая формула сгорания 2H2 + O2 = 2H2O (вода) обещает нулевое содержание вредных выбросов. Для водорода не требуются антидетонационные присадки, как для бензина и сжигается он не в ДВС с трущимися деталями и угаром масла, а в топливных элементах, где непосредственно преобразуется в электроэнергию. Благодаря топливным элементам водород естественным образом сочетается с наработанными технологиями электромобилей.

По принципу работы и конструкции топливные элементы являются непрерывно перезаряжаемым аккумулятором. Они обладают невероятным КПД - более 80% у серийных образцов, что вдвое выше показателей лучших экспериментальных ДВС. Топливные элементы широко применяются в космических аппаратах. Интересно, что в начале космической эпохи на эту технологию обратила внимание американская автомобильная промышленность - она экспериментирует с топливными элементами аж с 1966 года. Но первыми довели эту технологию до массового производства японцы. В 2014 году после совместной работы с BMW и экспериментов с концептом Toyota FCV японцы запустили в серию автомобиль Toyota Mirai.

10. Автомобили на топливных элементах

Toyota Mirai построен на основе Toyota Prius V и обладает аналогичным шасси. В оформлении передней части машины сразу бросаются в глаза большие воздухозаборники. Они подают воздух к расположенной под передними креслами батарее фосфорно-кислотных топливных элементов (PAFC), в которой производится окисление водорода. Сам водород хранится в двух композитных баках высокого давления; запаса в 5 кг хватает на 300-500 км пробега. Электрическая часть Mirai в целом аналогична "приусовской" - она включает в себя мотор-генератор на передней оси, инвертор и вторичную аккумуляторную батарею для рекуперации энергии. Батарея - старая добрая NiMH, которая не предназначена для длительного движения в режиме электрокара.

Toyota Mirai заправляется за 3 минуты на водородных автозаправочных станциях, которые строит Toyota. Стоимость автомобиля - около $60,000, водород пока тоже относительно недешев. Но перспективы снижения цены имеются. Их дает более высокий КПД водородного цикла по сравнению с электрическим: 36% при получении водорода из метана по сравнению с 24% при сжигании метана на электростанциях и применении его для зарядки Li-ion аккумуляторов. Кроме того, очень много водорода впустую выбрасывается в атмосферу на разного рода химических производствах.

Более подробный обзор серийной машины Toyota Mirai вскоре появится на нашем сайте. А пока отметим, что Toyota продолжает работать над водородомобилями. Это понятно - сеть водородных заправок требует больших вложений, которые могут быть оправданы только при выпуске множества различных автомобилей. Дороги назад уже нет. В прошлом году компания представила следующий концепт Toyota FCV Plus, а также люксовый концепт Lexus LF-FC, который в 2017 году станет пятым поколением седана Lexus LS.

Toyota FCV Plus Lexus LF-FC

Почин Toyota поддержан другими производителями, которые приходят на готовую инфраструктуру. Технологический партнер - BMW готовится подключиться со своими серийными водородными моделями в 2020 году. Еще раньше - уже в 2016 году планируется выпуск близкого аналога Mirai - Honda Clarity Fuel Cell. Готовятся водородная Audi A7 Sportback и сверхлегкий британский концепт Riversimple Rasa.

Развитие гражданских водородных технологий открывает новые возможности. Так, в российском Институте проблем химической физики разработан беспилотный октокоптер Нелк В8 на топливных элементах, который продержался в воздухе рекордное в своем классе время - более 3 часов (октокоптер - это вертолет с 8 винтами). Здесь решающую роль сыграла высокая энергоемкость водородного топлива.

Вы спросите, какое отношение авиапром может иметь иметь к автомобилям? Самое непосредственное - об этом в следующей части статьи.

Автомобили будущего сегодня
Все материалы про топливные элементы

Автор: sergio99
sergio99
24.04.2016
Дзен Автомалиновки
Комментарии



Новости про Toyota на
Автомалиновке


  Статьи про Toyota на
Автомалиновке



Другие статьи на Автомалиновке

 


Audi BMW Chevrolet Citroen DTM Ferrari Fiat Ford Geely Honda Hyundai Iveco Jeep Kia Lada Land Rover Lexus Mazda McLaren Mercedes Mitsubishi Nissan Opel Peugeot Pirelli Porsche Red Bull Renault Skoda Suzuki Tatra Toyota UAZ Volkswagen Volvo Williams Абу-Даби Барселона Бахрейн Валттери Боттас Дакар Даниил Квят Даниэль Риккардо Интерлагос КамАЗ Кими Райкконен Льюис Хэмилтон МАЗ Малайзия Мельбурн Мехико Монако Монреаль Монца Нико Росберг Остин Себастьян Феттель Сильверстоун Сингапур Сочи Спа Сузука Фелипе Масса Формула-1 Формула-Е Хоккенхаймринг Хунгароринг Шанхай Шпильберг авто б/у автогонки автодом автопилот автоспорт амфибия аэромобиль безопасность беспилотный автомобиль внедорожник водород гибрид кабриолет компактвэн концепт космический корабль космос кросс-купе кроссовер купе летающая машина летающий автомобиль лифтбек минивэн мотоцикл пикап полезные советы ракета ралли регламент седан ситикар спорткар суперкар топливные элементы трансляция трансформер универсал шины экология электромобиль