Добавить объявление

Автоновости на Автомалиновке

Российские автовладельцы потеряют свои КБМ?

 
Российские автовладельцы потеряют свои КБМ?

Движение в светлое европейское будущее часто происходит по принципу "чем дальше, тем дороже". C 1 апреля 2019 года в России изменили правила учета класса аварийности и многие водители обнаружили, что их новые полисы будут в два раза дороже, чем старые.

Чем российская ОСАГО отличается от беларуской ОСГО?

Чтобы понять суть проблемы, с которой столкнулись российские автовладельцы, надо знать отличия российской системы ОСАГО (обязательное страхование автогражданской ответственности) от беларуской ОСГО (обязательное страхование гражданской ответственности).

Российская "автогражданка" появилась на три года позже беларуской и все еще пребывает в турбулентной фазе накопления проблем и попыток их решения, сопровождаемых быстрым удорожанием обязательных полисов автострахования до "европейских стандартов". Отличий в системах ОСАГО и ОСГО довольно много - Автомалиновка остановится только на тех, которые имеет отношение к нынешней проблеме с классом аварийности.

В РБ с 2006 года, в соответствии c указом Президента № 530, действие полиса ОСГО распространяется на всех лиц, которым владелец доверил управление своим автомобилем. При этом класс аварийности насчитывается на владельца и с 2014 года (указ № 165) может передаваться на новый автомобиль при его смене. В России существует похожий полис ОСАГО без ограничений на число водителей, на него можно накапливать класс аварийности, который в России называется КБМ - "коэффициент бонус-малус" и меняется в пределах от 0.5 до 2.45. Данный коэффициент - КБМ привязывался к VIN автомобиля и его передача при смене транспортного средства не предусматривалась.

Два вида полиса ОСАГО в России

Российский полис ОСАГО без ограничений, в зависимости от региона, в несколько раз дороже беларуского ОСГО - это отчасти объясняется более высокой аварийностью на российских дорогах. Но есть и менее дорогой вариант - полис ОСАГО с ограничением, куда вписываются ограниченное число допущенных к управлению водителей. При одинаковом КБМ полис ОСАГО с ограничениями в 1.8 раза дешевле полиса ОСАГО без ограничений. Сам КБМ рассчитывается отдельно для каждого водителя, вписанного в полис, при этом КБМ полиса определяется как максимум из КБМ водителей. Важный момент заключался в том, что личный КБМ у владельца автомобиля накапливался только в том случае, если он вписывал себя в полис, как водителя. Если же полис оформлялся без ограничений, то накопление КБМ шло только на автомобиль.

Таким образом, каждый российский автовладелец выбирал для себя способ страхования с ограничением или без ограничений и, соответственно, метод накопления КБМ - "на себя" или "на машину". При наличии двух автомобилей или знакомого, согласного вписать в свой полис, можно было копить оба коэффициента.

На практике российские страховщики, имя которым - легион, не привечали аккуратных водителей с низким КБМ, в особенности если те страховали свои авто без ограничений. Связано это, понятное дело, с низкими сборами, которые не покрывали растущие расходы на выплату страховок и огромные потери из-за страхового мошенничества, которое очень распространено в криминальных районах РФ. Свои убытки из-за автолихачей и автомошенников автостраховщики перекладывали на основную массу автомобилистов. А водители, в свою очередь, начали игнорировать дорожающую и невыгодную им "услугу" обязательного страхования.

Что поменялось в российской методике учета КБМ после 1 апреля 2019 года?

Российская система автострахования вообще сложна и неэффективна - там много разных страховых компаний, консультативный союз автостраховщиков и надзорный орган - Центральный банк РФ, который своими указаниями регулирует работу всей системы. Как положено уважающим себя и свое дело банкирам, ЦБ следит прежде всего за собираемостью страховых взносов и балансом доходов и расходов страховых компаний.

Ну вот, ЦБ внял "слезным просьбам" страховщиков и отменил с 1 апреля 2019 года КБМ для ОСАГО без ограничений! Российские автовладельцы, которые в течение 10 лет снижали КБМ на свои автомобили - потеряли его. Теперь им придется платить за полисы больше, чем раньше - конкретно, вдвое больше при минимальном КБМ 0.5. Но ведь можно перейти на ОСАГО с ограничениями - скажете Вы? Правильно, но если владелец единственного авто не накапливал свой КБМ водителя, то, по мнению страховщиков, ему надо это делать заново, начиная с единицы. Здесь сказалась неясность предыдущего указания ЦБ РФ на этот счет (№ 3384-У от 19.09.2014).

В настоящее время действует указание ЦБ РФ № 5000-У от 04.12.2018 (то самое, по которому отменили КБМ для полисов без ограничений), в котором норма об учете КБМ собственника в качестве КБМ водителя прописана. Следующая инструкция составлена на основе пунктов 4-7 Приложения "Порядок применения страховых тарифов страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования":

"На переходный период (с 01.04.2019 по 31.03.2020) КБМ каждого водителя определяется на основании договоров, действующих на 01.04.2019 или закончившихся в период с 01.04.2018 по 31.03.2019 (учитываются договоры, где этот водитель был ЛДУ или собственником ТС), и убытков (здесь и далее под убытком понимаются и компенсационные выплаты РСА, которые также учитываются при расчете КБМ), переданных в АИС РСА за период с 01.04.2017 по 31.03.2019, по которым водитель был виновником ДТП".

"Рассчитанный на 01.04.2019 КБМ присваивается водителю на период с 01.04.2019 по 31.03.2020 (в течение этого периода КБМ водителя не меняется) и применяется во всех договорах, в которые этот водитель включается в качестве лица, допущенного к управлению. В случае, если договор ОСАГО заключается с ограничением числа лиц, допущенных к управлению, КБМ по договору принимается равным максимальному из КБМ каждого водителя... В случае, если договор ОСАГО с собственником – физическим лицом заключается без ограничения числа лиц, допущенных к управлению, КБМ по договору принимается равным 1."

Но на практике российские страховые компании продолжают трактовать ситуацию в свою пользу, обнуляя историю КБМ автовладельцев.

Что получается из российской реформы КБМ?

Проблема с КБМ возникла недавно и она будет осознаваться российскими автовладельцами по мере того, как они будут приходить в страховые компании за новыми полисами. Думается, что гражданское общество России обязательно урегулирует возникший перекос, ущемляющий интересы значительной части автомобилистов. Вообще, нынешнее российское ОСАГО самым очевидным образом работает в пользу хозяев автопарков из дорогих автомобилей - в то время как основную страховую нагрузку несут на себе рядовые автовладельцы, имеющие одну "Ладу" на семью. Для таковых стоимость автостраховки без ограничений в течение 10 лет приблизится к стоимости подержанной "Лады" на вторичном рынке. Причем даже очень дорогая для рядового автомобилиста страховка не спасает от тяжелых финансовых последствий "гламурного" ДТП - см., например, как челябинский рабочий платит олигарху.

В РБ тоже есть проблемы с ОСГО, но в целом система лучше работает в интересах всего общества. В небольшом государстве правовые вопросы решаются быстрее и проще, в то время как Россия считается даже не страной, а цивилизацией с очень разным уровнем культуры по регионам. При этом в целом тяготеющей к европейским стандартам жизни. То ли еще будет, когда глобалисты конкретно возьмутся за построение "единой Европы от Лиссабона до Владивостока"... Ну а мы на Автомалиновке, наблюдая за процессом, будем продолжать радовать своих читателей интересными материалами!

09.05.2019 07:01
Подписаться на канал Автомалиновки
Олег 10.05.2019 20:13:01
Какой бред... В России КБМ привязывается не к машине, а к человеку. Остальное читать не стал, недостоверно
sergio99 11.05.2019 14:37:55
В том месте, до которого Вы дочитали, речь шла о КБМ для полиса без ограничений, который привязывался к VIN автомобиля и паcпорту собственника (этот КБМ сейчас отменяют).

Что касается КБМ водителя для полиса с ограничениями, то исходными для его расчета до 2017 года были КБМ тех ТС, в полисы которых которых был вписан водитель. Если в полисе было несколько человек, то любой из них мог своей аварией испортить КБМ всем остальным. И только с 1 апреля 2019 года в России действует личный КБМ водителя, который в дальнейшем будет рассчитываться исключительно по его личной статистике аварий, без привлечения КБМ ТС. По этому вопросу см. подробности в указании 5000-У.
оставить комментарий



Другие новости на Автомалиновке

 


Audi BMW Chevrolet Citroen DTM FIA Ferrari Ford Geely Honda Hyundai Iveco Jeep Kia Lada Lada Vesta Land Rover Lexus Mazda Mercedes Mitsubishi Nissan Opel Peugeot Porsche Renault Skoda Suzuki Tesla Toyota UAZ Volkswagen Volvo WEC Абу-Даби Айрат Мардеев Баку Барселона Бахрейн БелДжи ВАЗ Валттери Боттас Дакар Даниэль Риккардо Интерлагос КамАЗ Кими Райкконен Льюис Хэмилтон Макс Ферстаппен Малайзия Мельбурн Мехико Монако Монреаль Монца Нико Росберг Остин Себастьян Буэми Себастьян Феттель Сильверстоун Сингапур Сочи Спа Сузука УАЗ Федерико Виллагра Формула-1 Формула-Е Хоккенхаймринг Хунгароринг Шанхай Шпильберг Эдуард Николаев авто б/у автобус автогонки автодороги Беларуси автопилот авторынок Беларуси автоспорт беспилотник беспилотный автомобиль внедорожник гаи гибрид кабриолет конфискация концепт криминал кроссовер летающий автомобиль маз пикап ралли ситикар спорткар суперкар трансляция экология электромобиль