Добавить объявление

Автостатьи на Автомалиновке

Экология и экономика электромобилей, часть 2: риски

 
Гибридный автомобиль Semper Vivus Фердинанда Порше

статья выходного дня

В первой части статьи мы заключили, что по эффективности использования углеводородного топлива электромобили уступают классическим автомобилям с ДВС. Тем не менее, множество людей во всем мире убеждено, что за электромобилями - будущее. Но чем же это будущее лучше, кроме пресловутых электрических понтов и лукавой, не соответствующей реальной экологической действительности характеристики Zero Emission (Z.E.)?

Две категории электромобилей

Для начала заметим, что на автомобильном рынке представлены две основные категории электромобилей:

  1. Классические электромобили, единственным источником энергии которых является запасенное в аккумуляторах электричество. Эти автомобили в наибольшей степени соответствуют декларируемому экологами принципу Zero Emission, поскольку при отсутствии ДВС они в принципе не могут производить вредные выбросы. Но существует другая экологическая характеристика - интегральные вредные выбросы, которые не регулируются европейским автомобильным законодательством и происходят на вырабатывающих электроэнергию электростанциях, а также в местах складирования отработанного твердого и ядерного топлива.
     
  2. Гибридные электромобили, снабженные дополнительным ДВС. Их еще называют "подключаемыми гибридами" (PHEV - Plug-in hybrid electric vehicle) за их способность заправляться бензином или заряжаться от электросети, а также плагин-гибридными автомобилями. Собственно, Plug-in гибрид - это и есть техника, которая сочетает свойства электромобиля и автомобиля с ДВС - ее можно использовать и так, и эдак. Для получения статуса Plug-in важно, чтобы машина могла проехать значимое расстояние (скажем, 30-60 км) исключительно на электротяге - тогда она получит право считаться электромобилем, соответствующие налоговые преференции и доступ в экологические чистые зоны городов.

Являются ли гибридные электромобили экологически чистыми?

Паспортные вредные выбросы гибридных электромобилей PHEV считаются по циклу WLTP, который предполагает движение в основном на электротяге и при полностью заряженной в начале цикла аккумуляторной батарее. Именно поэтому они в несколько раз, а иногда - в десятки раз меньше, чем для бензиновых автомобилей.

BMW i3 eDrive
Гибридный электромобиль BMW i3 eDrive

Однако, реальная экологическая чистота гибридов РНЕV зависит от того, насколько добросовестно хозяин заряжает их электричеством. Если он по каким-то причинам это не делает, а вместо этого всегда заправляет авто бензином, то вредные выбросы вырастают до обычного "бензинового" уровня. Именно поэтому мотор-генераторная установка гибридного электромобиля BMW i3 eDrive снабжена бензобаком объемом всего... 9 литров. Т.е. есть у вас кончилось электричество, то можете доехать на резервной канистре бензина до зарядки - но не дальше.

Хорошо, что подобные искусственные ограничения являются исключением из правил! Обычно гибридные электромобили снабжены возможностью полноценного выбора предпочтительного режима движения - на бензине или на электротяге. Это важное преимущество, которое позволяет оптимизировать расходы в зависимости от соотношения стоимости топлива и электроэнергии. При экономически обоснованных ценах дальние поездки за городом выгоднее проводить на бензине, а в городских пробках дешевле двигаться на электротяге. При этом, поскольку 80% мировой электроэнергии вырабатывается из углеводородного и ядерного топлива - то интегральные вредные выбросы и тепловое загрязнение окружающей среды будут соотноситься с вашими расходами на зарядку электромобиля.

В итоге экологическое правило использования гибридного электромобиля выглядит так: вы экономите свои деньги - и ваш электромобиль снижает свою нагрузку на природу.

Какие электромобили являются энергетически выгодными?

Существенно то, что гибридный электромобиль более экономичен, чем обычный электромобиль. При типовом пробеге 500 км ему не надо возить в себе полутонную аккумуляторную батарею - она у него в несколько раз легче, чем у классического "дальнобойного" электромобиля. И за счет меньшего веса гибридный электромобиль расходует пропорционально меньше энергии. Но если сравнить сравнить Plug-in гибрид с бензиновым Mild гибридом, то последний может оказаться еще легче за счет веса своей электрической части - менее мощного электромотора и менее емкой аккумуляторной батареи. Впрочем, из Plug-in гибрида тоже можно кое-что выкинуть, чтобы частично скомпенсировать вес электрооборудования - об этом дальше.

Стратегия минимизации рисков

Panasonic 18650

Для автопроизводителя основной риск производства электромобиля заключается в стоимости "китайских батареек" - литиевых аккумуляторов 18650. Их требуется очень много, потому что в любой электромобиль их загружают не десятками или сотнями - центнерами! Поэтому электромобили оказываются дорогими и неконкурентоспособными по сравнению с автомобилями. Гибридные электромобили рассматриваются производителями, как временный способ снизить затраты на приобретение компонент аккумуляторной батареи. Надо только дождаться, когда китайские батарейки подешевеют - тогда гибриды будут больше не нужны и мы всех осчастливим дешевыми электромобилями! Понц Пандикутира, президент по планированию продуктов Nissan в Европе считает, что это произойдет уже через 2-4 года.

Но для нас, автовладельцев есть еще один риск, кроме высоких первоначальных расходов на покупку электромобиля. Когда автопроизводители осчастливят всех дешевой электрической техникой, электроэнергия станет дефицитной и цены на нее пойдут вверх (собственно, уже пошли, даже не дожидаясь наступления всеобщего счастья). Поэтому движение в светлое экологически чистое будущее получается, как на такси - чем дальше, тем дороже.

Автопроизводителям наши экономические риски безразличны. Их бизнес - предоставить нам конкурентоспособную по цене технику, а наше дело - минимизировать расходы на ее эксплуатацию. И если вы обоснованно опасаетесь попасть со своим будущим электромобилем на тариф - то выбирайте гибридный электромобиль!

Выбираем гибридный электромобиль

Как утверждают в компании Porsche, первый в мире серийный гибридный электромобиль - Semper Vivis ("вечно живой") был построен Фердинандом Порше в 1901 году. Транспорт весом 1.2 тонны имел электромотор мощностью 5 л.с. Он мог приводится в действие как от аккумуляторов, так от двух бензиновых моторов с 2.5-сильными генераторами. Пробег составлял, по разным данным, от 40 до 200 км. Ретромобиль был воссоздан по сохранившемуся эскизу и рисунку и показан в экспозиции Porsche на Женевском автосалоне 2011 года.

Geely Jiaji
Семиместный минивэн Geely Jiaji

Да, гибридная техника так же стара, как и сам автомобиль! Что касается новейших современных автомобилей, то многие из них можно приобрести как в традиционном бензиновом, так и в гибридном варианте, причем сразу двух категорий - Mild и Plug-in. Интересно, что особенно много предложений такого рода имеется в Китае, где электрификация транспорта идет полным ходом. Так, известный производитель Geely предлагает целую линейку моделей, построенных на однотипной силовой установке - 177-сильном турбомоторе "от Volvo" и гибридной составляющей, которая в варианте Mild доводит мощность установки до 190 л.с., а в варианте Plug-in - до 258 л.с.

Нас интересует именно вариант Plug-in, поскольку его применение в качестве электромобиля позволяет экономить на ценах на бензин, а использование в качестве бензинового автомобиля - экономить на ценах на электроэнергию. В зависимости от того, что дешевле. Но если мы попробуем приобрести подключаемый гибрид на нашем, а не на китайском первичном рынке, то нас ожидает разочарование. Дилеры предложат Porsche Cayenne E-Hybrid или Range Rover PHEV, в лучшем случае - что-нибудь от Volvo. Сэкономить на этой премиальной технике явно не получится... Популярные бренды и даже китайцы свои гибридные автомобили к нам не везут, не говоря уж о том, чтобы организовать местную сборку. И на вторичном рынке предложений по электромобилям не сказать, что особенно много. Поэтому посмотрим на то, как сейчас обстоят дела в Европе.

Может ли гибридный электромобиль быть экономически выгодным?

Оптимальная стратегия использования Plug-in гибрида может состоять в зарядке ночью в гараже по льготному тарифу, который выгоднее бензинового, затем движение на электротяге, пока не закончится батарея с последующим переходом на бензин. Заряжаться на ЭЗС может быть 1) негде, 2) невыгодно и 3) слишком долго по сравнению с временем заливки бака.

Многие европейские владельцы гибридных авто надеются таким образом отбить затраты на покупку гибридной техники, хотя это проблематично - даже в Европе гибридная техника пока еще слишком дорогая, несмотря на ее большее разнообразие. Тем не менее при недолгих поездках удается ощутимо сэкономить ресурс бензинового мотора, что существенно - особенно в связи появившейся у производителей модой на даунсайзинговые турбоагрегаты, которые ощутимо изнашиваются уже спустя сотню тыс. км пробега. Электромоторы гибридных авто куда более долговечны - на них вполне можно пройти тот самый миллион километров, которым славятся "Мерседесы" W124.

Применение гибридных электромобилей станет выгоднее, когда производители снизят мощность их бензиновых агрегатов - "экстендеров пробега". При наличии мощного электромотора мощный бензиновый экстендер не особенно нужен, поэтому можно совершенно спокойно опускаться до 80 л.с. или даже ниже, снижая этим вес и стоимость гибридного электромобиля. Пока это не происходит исключительно из-за эгоизма производителей, которые стараются продать нам свою гибридную технику как можно дороже. Искусственно созданная проблема дороговизны гибридов обсуждается в нашей статье "Гибридные автомобили в поисках места на автомобильном рынке". Но подвижки намечаются - чтобы увидеть их воочию, надо переместиться из Европы в Японию.

Японская гибридная революция

В свое время именно в Японии появился первый массовый гибридный автомобиль - Toyota Prius. А недавно там произошла еще одна маленькая революция - гибридный автомобиль стал самым массовым на первичном автомобильном рынке! Это субкомпактвэн Nissan Note e-Power 2017 года, который сразу после своего появления оказался самым популярным в сегменте компактных автомобилей. Японское гибридное авто с паспортным расходом топлива всего 2.7 литра/100 км получило престижную экологическую награду за свой вклад в снижение выбросов CO2.

Nissan Note e-Power
Гибриды Nissan Note e-Power и Nissan Serena e-Power

На заднем плане фото виден еще один автомобиль, выполненный в той же гибридной технологии - минивэн Nissan Serena e-Power. Оба этих автомобиля продаются также и в традиционном бензиновом варианте, но их гибридные версии e-Power оказались более популярными, чем бензиновые.

Что же расположило сердца японских покупателей к Nissan Note e-Power? Мощность мотора? Нет, всего 79 л.c. Навороченность? Скорее наоборот, простота. Бензомотор через стартер-генератор вырабатывает электроэнергию, которая приводит в действие 109-сильный электромотор на передней оси. Обыкновенная электромеханическая трансмиссия, про которую мы еще первой части статьи знали, что у нее не самый высокий КПД. Но зато нет ни сцепления, ни коробки передач, вместо которых под капот поместили стартер-генератор и электромотор.

"Я гляжу ей вслед, ничего в ней нет...". Надо сказать, что электромотор (он получает часть требуемой энергии от аккумулятора) обеспечивает машинке прямо-таки ураганную динамику - 7.5 секунд/100 км! Все таки 254 Нм крутящего момента на 1.2 тонны сухой массы (привет, Semper Vivus!). Есть и полноприводная версия микровэна с дополнительным 5-сильным моторчиком на задней оси, что тоже очень нравится покупателям. Цена? Невысокая, на 20% ниже, чем у Toyota Prius, потому что конструкция проще. В пересчете на наши деньги Nissan Note e-Power стоит от 43 тыс беларуских или 1 млн 270 тыс. российских рублей.

Nissan e-Power
Схема гибридной силовой установки Nissan e-Power

Отличия своего автошедевра XXI века от остальных гибридных автомобилей создатели объясняют на наглядной схеме. Надо сказать, что Nissan Note e-Power пока даже не является Plug-in гибридом - это обыкновенный Mild гибрид. Но c Plug-in гибридами его роднит мощная электрическая часть. И поэтому схема e-Power легко расширяется до Plug-in путем увеличения емкости аккумуляторной батареи - что, несомненно, предстоит в будущем. Интересно, что место для увеличения емкости батареи предусмотрено в самой конструкции автомобиля Nissan Note. Ее, недолго думая, заложили в багажное отделение вместо запаски, где она занимает часть ее места. Но можно занять аккумуляторами и все доступное место.

Можно ли повторить японскую гибридную революцию в Европе?

Вдохновленные свалившимся на них невероятным успехом, руководители компании Nissan собрались перевести на e-Power кроссоверы Nissan Qashqai и Nissan Juke, а также организовать европейские продажи Nissan Note e-Drive. Этот автомобиль легко и с запасом выполняет все европейские экологические нормы на много лет вперед! Подробнее о европейских планах Nissan можно прочитать в нашем вчерашнем материале - "Nissan готовит дешевые гибридные автомобили для Европы".

Единственное, что смущает - это то, что европейцы очень любят жечь бензин и покрышки - гонять по своим автобанам на скорости 130 км/час. В то время как в самой Японии ездят на экономически обоснованной скорости 80-100 км/час. А в Европе - гоняют. Такая вот экологически вредная привычка в регионе всеобщей борьбы за экологию... На высокой скорости аккумуляторная батарея Nissan Note e-Power высаживается в ноль и 80-сильный бензиновый мотор выходит в неэкономичный предельный режим. "На этих скоростях вы в конечном итоге разряжаете батарею очень быстро, поэтому расширитель диапазона [мотор] должен очень усердно работать, чтобы поддерживать энергию, а затем он выходит за пределы диапазона эффективности" - говорит Понц Пандикутира. Для ублажения европейских торопыг надо ставить более мощный бензомотор... более емкую батарею... прямую передачу крутящего момента через механическую трансмиссию - в общем, делать сложный и дорогой традиционный гибрид.

Друзья борцы за экологию... тут надо выбирать - либо природу беречь, либо на скорости гонять. Меняйте свои привычки, а иначе все ваши суперэлектромобили - это орудия бездарного экологического вредительства. Берите пример с японцев, которые не торопятся.

Миру не нужны мощные электромобили - ему нужны экономичные электромобили. Конструкторские идеи Nissan очень интересны, потому что они работают именно в этом направлении. Скоро на европейском авторынке появятся и другие бюджетные решения, основная цель которых будет состоять в удешевлении подключаемых гибридов и обеспечении их экономической конкурентоспособности. И тогда Европа покажет нам пример гибридной экономии - а также порадует более чистым воздухом в центрах европейских городов.

Тем не менее глобальные экологические цели не будет достигнуты, пока 80% всей вырабатываемой в мире электроэнергии получается из невозобновляемых и экологически грязных источников энергии - углеводородного и ядерного топлива. Поэтому обратим внимание на остальные 20% выработки, которые приходятся на природную энергию - биотопливо, воду, ветер и солнце. Именно использование природной энергии позволяет получить от электромобилей экологическую отдачу в глобальном масштабе. Об этом - в заключительной третьей части статьи.


Если Вы - автомобилист, то у Вас наверное есть необходимость подновлять свое авто время от времени! Для этого есть недорогое и практичное средство от царапин на авто - RENUMAX ! О нем Вы можете

УЗНАТЬ ПОДРОБНЕЕ

Фотографии: Porsche etc.
Автор: sergio99
01.02.2020
Подписаться на канал Автомалиновки



Другие статьи на Автомалиновке

 


AMG Acura AeroMobil Alfa Romeo Audi BMW Cadillac Chery Chevrolet Chrysler Citroen DTM Dodge Ferrari Fiat Force India Ford Geely Honda Hyundai Hyundai Santa Fe Infiniti Iveco Jaguar Jeep Kia Lada Land Rover Lexus Lotus Marussia Mazda McLaren Mercedes Mitsubishi Mitsubishi Outlander Nissan Nissan X-Trail Opel Peugeot Pirelli Porsche Range Rover Red Bull Renault Rolls-Royce SEAT Skoda SsangYong Subaru Suzuki Suzuki SX4 Tesla Toro Rosso Toyota UAZ Volkswagen Volkswagen Golf Volvo WEC Williams Абу-Даби Баку Барселона Бахрейн БелДжи ВАЗ Валттери Боттас Виталий Петров Дакар Даниил Квят Даниэль Риккардо Жан-Эрик Вернь Интерлагос КамАЗ Кевин Магнуссен Кими Райкконен Луна Льюис Хэмилтон Малайзия Марко Виттман Мельбурн Мехико Монако Монреаль Монца Нико Росберг Остин Себастьян Буэми Себастьян Феттель Сергей Вязович Серхио Перес Сильверстоун Сингапур Сочи Спа Сузука УАЗ Фелипе Масса Фернандо Алонсо Формула-1 Формула-Е Херес Хоккенхаймринг Хунгароринг Шанхай Шпильберг авто б/у автобус автогонки автодом автопилот авторынок Беларуси автоспорт аэромобиль безопасность беспилотник беспилотный автомобиль внедорожник водород вуди гибрид кабриолет концепт космический корабль космос кросс-купе кроссовер купе летающая машина летающий автомобиль летающий мотоцикл маз мотоцикл пикап полезные советы ракета ралли родстер ситикар солнечные батареи спорткар спорткупе суперкар топливные элементы трансляция трансформер шины экология электромобиль