Добавить объявление

Автомалиновка / Автостатьи / Гибриды / Авторынок

Гибридные автомобили в поисках места на автомобильном рынке

 
Автомобиль с реактивным ускорителем
Автомобиль с реактивным ускорителем

Автомалиновка уделяет много внимания автомобилям с гибридными силовыми установками. Но вот что удивительно - данная техника ценится благодаря своим достоинствам и уже довольно давно выпускается, но рядовые автомобилисты освоили ее в очень малой своей части.

На Автомалиновке можно легко и быстро продать старый автомобиль и выбрать ему замену.

Содержание

1. Непопулярность гибридных автомобилей
2. Гибридный автомобиль - это очень просто!
3. Блокирующий маркетинг гибридных автомобилей
4. Вторичный авторынок подсказывает направление развития
5. Субсидии, государственная поддержка и китайская экспансия
6. Экономика и экология электромобилей

Непопулярность гибридных автомобилей

По данным российского аналитического агентства Автостат, популярность автомобилей с гибридными силовыми установками невелика. С января по октябрь 2018 года в России было продано всего 282 новых гибридных автомобиля, с января по октябрь 2019 года и того меньше - 266 штук. В кризисный 2020 год продажи гибридов снизились до 251 штуки, снова с января по октябрь, притом что общемировые продажи автомобилей этого типа растут и на рынок выводят все новые и новые модели.

Даже электромобилей, и тех приобретается намного больше, правда, в основном подержанных. Вот это и смущает! Вроде бы электромобиль - не очень практичный для холодной России вид транспорта. Зимой литиевый аккумулятор замерзает, теряя треть емкости и на раз-два разряжается при включенном обогревателе салона. Но ведь - покупают и ездят! Между тем, в отличие от электромобиля, гибридный автомобиль сполна обеспечен энергетикой. А кроме того, "подключаемые к электросети" Plug-in гибриды можно зарядить ночью в гараже, как электромобиль и днем ездить на электричестве, экономя немало денег. Конечно, не целый день колесить, но для поездки туда-обратно в пределах города хватит. Так почему же такие разносторонне одаренные автомобили игнорируются массовым покупателем?

Чтобы разрешить возникшие сомнения, посмотрим на распределение продаж по моделям

Lexus RX 450h
Гибридный кроссовер Lexus RX 450h

И тут нас настигает очередное удивление. Оказывается, 52% продаж гибридной техники в 2019 году приходилось на "Лексусы". Это - 52 престижных Lexus RX 450h, 45 более доступных Lexus UX 250h и 41 люксовый Lexus NX 300. Причем все эти "Лексусы" используют гибридную составляющую исключительно для рекуперации энергии и ускорения разгона, они не подзаряжаются от розетки. По нынешней классификации все они относятся к начальной категории MHEV - Mild Hybrid Electric Vehicle.

Еще одна весьма популярная гибридная модель - Porsche Cayenne E-Hybrid (43 штуки). Менее популярны Range Rover PHEV (19 штук), а также различные гибриды от Mercedes и Volvo. Все это полноценные "подключаемые" гибриды PHEV - Plug-in Hybrid Electic Vehicle, которые могут работать в режиме "только от розетки".

Хорошо, все это модели для обеспеченных защитников экологии. А существуют ли гибридные автомобили "для народа"? Задав этот вопрос, прежде всего попытаемся разобраться в том, что это такое - гибридный автомобиль?

Гибридный автомобиль - это очень просто!

Что такое гибридный автомобиль? Ответ таков - это автомобиль с двумя видами силовых установок, которые приводят его в движение. Например, знаменитый летающий автомобиль Фантомаса - гибридный, поскольку на земле он приводится в движение с помощью ДВС, а в полете - реактивным способом.

Москвич-412
Автомобиль Москвич-412

Но реактивный автомобиль - это спортивная экзотика, традиционно же к гибридным автомобилям относятся авто с ДВС и электроприводом. Сейчас мы поймем, почему именно электрическая схема, а не реактивная, водородная или какая-нибудь еще чаще всего предлагается в качестве гибридной. Вспомним, что в обстоятельном руководстве к советскому автомобилю ИЖ-412 приводилась интересная рекомендация - как выехать с ж/д переезда, если на нем вдруг заглох мотор? Оказывается, так - включаем первую передачу и поворачиваем ключ на стартер. Мощность стартера в 1.8 л.с. позволяет "Москвичу" рывками проехать несколько метров и избежать фатального столкновения с поездом (не повторяйте этот опыт с современными автомобилями).

И тут мы начинаем понимать, как делается простейший гибридный автомобиль вида Mild Hybrid ("мягкий гибрид"). А именно - вместо стартера предусматривается более мощный электромотор-генератор (скажем, на 12 или 20 л.с.), свинцовый аккумулятор 6СТ-55 меняется на более энергоемкий и - поехали! По этой нехитрой и недорогой схеме делаются известные кроссоверы Nissan Pathfinder/Murano в гибридном исполнении. Преимущество схемы Mild Hybrid - в рекуперации энергии торможения, которая запасается в аккумуляторе и используется для последующего разгона. Конечно же, чтобы это выглядело красиво, а не "по-трамвайному" надо еще вывести на панель приборов цветную анимированную картинку с потоками энергии.

Гибридная силовая установка кроссовера Nissan Pathfinder

Plug-in Hybrid ("подключаемый гибрид") отличается от Mild Hybrid еще большей мощностью электромотора и емкостью аккумуляторной батареи, обычно от 4 до 12 кВт*ч, чтобы можно было проехать на электротяге 20-60 км с приличной скоростью. А также большим напряжением электрической части силовой установки - не 48V, а, скажем, 200V, чтобы справиться c возросшими потоками энергии. Но вообще конструктивная разница между схемами Mild и Plug-in Hybrid весьма относительна - возьмем, например, новейший Volkswagen Golf 8 eTSI, который относится к категории Mild, но c заглушенным системой старт-стоп бензомотором может ехать около 10 минут на расстояние до 8 км.

Экологически чистый автомобиль
на электрической зарядной станции

Тем не менее, у Plug-in гибридов есть одно принципиальное внешнее отличие - это электрический кабель с вилкой для подключения к зарядной станции или бытовой электросети, чтобы заряжать аккумулятор при выключенном бензиновом моторе. Данный способ зарядки позволяет сэкономить немало денег! Но перед тем, как экономить - сначала придется заплатить, потому что мощные электромоторы и емкие Li-ion аккумуляторы стоят дорого.

Подробнее о конструкции гибридных автомобилей, которые бывают различными по уровню технической сложности, рассказано в нашей статье "Автомобили будущего сегодня: гибридные электромобили".

Сейчас в тренде - простые моноприводные гибриды, в которых механическая схема усложняется на одно дополнительное сцепление между ДВС и электромотором. В этой связи возникает интересный вопрос: если гибридная силовая установка - это небольшая модернизация ДВС, то почему до сих пор ВСЕ автомобили не модернизировали по гибридной схеме? Обеспечиваемая простейшей гибридной схемой экономия 10% бензина могла бы привести к огромному экономическому эффекту в глобальном масштабе! Ответ таков - во-первых, существуют многие другие способы повышения топливной эффективности ДВС, и во-вторых, гибридизация обеспечивает экономию топлива только в городском и смешанном циклах. Между тем, европейские нормы для выбросов CO2 только сейчас стали настолько жесткими, что уложиться в них без рекуперации энергии становится уже невозможно. Как бы то ни было, процесс пошел и ведущие автопроизводители, такие как Volvo и Jeep уже поставили перед собой амбициозную задачу - к 2022 году оснастить все выпускаемые автомобили гибридными силовыми установками.

Серьезную и интересную дискуссию о преимуществах гибридных автомобилей перед электромобилями начал Карлос Таварес, глава суперкорпорации Stellantis:
Глава Stellantis против перехода на электромобили

Блокирующий маркетинг гибридных автомобилей

А теперь вновь посмотрим на бренды, которые уже сейчас предлагают гибридные автомобили на нашем рынке: "Ауди", "БМВ", "Лексус", "Порше", "Рейдж Ровер", "Мерседес", "Вольво". Не правда ли, все эти марки давно и прочно ассоциируются в сознании автомобилиста c "премиум-классом". Но подобные автомобили покупают вовсе не для того, чтобы экономить на бензине! Разве что в порядке "причуды богатого человека"... Но и здесь дебет с кредитом не сходится - типовая наценка за премиальную гибридную силовую установку еле-еле компенсируется стоимостью сэкономленного бензина за 10 лет активной эксплуатации автомобиля.

Audi SQ8
435-сильный гибридный кроссовер Audi SQ8

Потому причина покупки нового гибридного автомобиля заключается вовсе не в желании побольше сэкономить, а наоборот - в желании побольше потратить! Как правило, гибридные автомобили премиум-класса снабжаются топовыми турбо-ДВС, к которым прикручиваются дополнительные мощные электромоторы. Как результат - суммарная мощность 400 л.с., 500 л.с., 600 л.с., кто больше? У меня не простой "порш", а сверхмощный гибридный "порш"! Вот так обыкновенное человеческое тщеславие становится стимулом продаж дорогих гибридных моделей.

Надо признать, весьма слабеньким стимулом, если судить по реальному числу покупателей гибридных автомобилей... В Европе гибридные автомобили намного популярнее, чем у нас, но и там тенденция состоит в том, чтобы предлагать гибриды с топовыми сверхмощными моторами. Вот, например, гибридный "Опель" 2020 модельного года - небольшой такой полноприводный кроссовер мощностью... 300 л.с. Создается впечатление, что все автопроизводители сговорились сначала снять сливки с тех обезбашенных, кому "надо помощнее". А куда деваться обыкновенному бундесбюргеру, который тоже хочет приобщиться к современным экологическим технологиям, но без риска получить заикание от одного нажатия на педаль акселератора?

Выбор есть, но он пока ограничен. Бундесбюргеру предлагается немного подождать, пока экологические нормы Евро-6 не заставят всех автопроизводителей перевести на гибридную технологию вообще все, что может двигаться - и тогда он купит автомобиль той марки, которая ему нравится с тем двигателем, который ему нужен. К примеру, Honda Jazz e:HEV со 110-сильным бензиновым мотором.

Знаете, в чем главная тщательно охраняемая тайна гибридных технологий? Электродвигатель обеспечивает такой подхват, что даже 660-кубового бензомоторчика от кей-кара хватит для евросайз-автомобиля на любой нормальный вкус! Да, автокритики будут сочинять заказные статьи про "отсутствие драйва от овощных моторов", а производители - огорчаться тому, что автомобили массового класса вдруг стали дешевле. Но рядовые автомобилисты будут довольны. Все это в будущем, которое наступит уже в 20-годах нынешнего столетия.

Вторичный авторынок подсказывает направление развития

Toyota Prius
Классический гибридный автомобиль Toyota Prius

Между тем, российские таксисты на Дальнем Востоке нашли обходной путь, чтобы гибридизироваться прямо сейчас. Они в массовом порядке ввозят подержанные гибридные "праворульки" из Японии, в основном проверенные Toyota Prius. И бывают очень довольны их практичностью, надежностью и экономичностью, а также возможностью приобрести не только подержанные гибридные автомобили , но и новинки пятого поколения. Этот вторичный дальневосточный рынок намного больше первичного дилерского рынка, на котором ведущие автопроизводители предлагают свои никому не нужные гибридные "премиумы для толстосумов".

Доколе автоконцерны будут ломать дурочку на глазах честного (и все понимающего) народа? Тот же "простонародный" Рено-Ниссан имеет в своем технологическом загашнике готовые решения адекватного по цене Mild Hybrid и новые наработки в области гидрообъемного полного привода, которые прикручиваются к любому "Логану". Все этого готово к внедрению - вместо устаревших "атмосферников", гидроавтоматов и AWD муфт, которыми консерваторы продолжают потчевать наш авторынок, удерживая его в нынешнем отсталом состоянии.

Субсидии, государственная поддержка и китайская экспансия

Geely Atlas Pro
Кроссовер Geely Atlas Pro

А еще инновационные энергосберегающие машины во всем мире поддерживаются субсидиями со стороны государства. В этом смысле ключевой стала инициатива таможенного комитета РБ, который с 2017 года добивался обнулить пошлин Таможенного Союза на ввоз электромобильного транспорта и добился своего:
В странах Таможенного союза отменены пошлины на ввоз электромобилей.

В настоящее время Беларусь является единственной страной ТС, которая производит автомобиль с гибридной силовой установкой для массового рынка. Речь идет о модели кроссовера Geely Atlas Pro, который производится с лета 2021 года. Мощность гибридной силовой установки этого полноприводного кроссовера класса Mild Hybrid составляет 190 л.с., что выглядит вполне умеренной цифрой. В 2022 году этот кроссовер стал одним из лидеров бренда в 2022 году, хотя этот успех объясняется не гибридной инновацией, а возможностью купить кроссовер с обычным бензиновым турбомотором и классической АКПП:
Кроссовер Geely Atlas Pro стал лидером марки на авторынке России

В 2023 году и гибридной модели Geely присоединилась известная компания Chery:
Гибридный кроссовер Chery Tiggo 8 Pro e+ уже в России
Гибридный кроссовер Chery Tiggo 7 Pro e+ готовится к выходу на рынок

Новинок рынка становится все больше и больше - направление гибридных автомобилей развивается! В чем можно убедиться по нашему разделу "гибридные автомобили" - новости о новых гибридах во всем мире приходят регулярно.

Экономика и экология электромобилей

Экономика и экология
электромобилей: расходы
Экономика и экология
электромобилей: риски
Экономика и экология элек
тромобилей: независимость
Автор: sergio99
sergio99
11.01.2024
Дзен Автомалиновки
Комментарии



Другие статьи на Автомалиновке

 

Купить авто